Актриса одной роли Лиана Жвания: куда пропала капризная королева из «Двенадцати месяцев»
0
2
6
3,303
просмотров
Одной из самых популярных киносказок, которые всегда повторяют на телевидении в Новый год, вот уже почти 50 лет остается фильм «Двенадцать месяцев». Одну из главных ролей в нем сыграла Лиана Жвания – она появилась на экранах в образе той самой капризной королевы, которая приказала разыскать ей подснежники в декабре.

Она сыграла больше 60 ролей в театре и всего 15 ролей в кино. При этом для большинства зрителей она так и осталась актрисой одной роли. А ведь именно благодаря ее участию в съемках киносказка появилась на экранах. Точнее, благодаря романтической истории, случившейся за кадром…

Лиана Жвания в короткометражном фильме *Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах*, 1973

Лианой ее называли только коллеги, ведь в близком кругу у нее было другое имя. Актриса рассказывала: «Бабушка придумала мне два имени: одно официальное – Лиана – и второе домашнее – Гуля, Гулико. Второе попроще, но пока мы в первые мои годы жили в Тбилиси (во мне есть грузинская кровь по папе), Лиана было более адекватно. Но я так всю жизнь Гулей и хожу, Лианой себя не ощущаю. Лиана – это что-то такое ползучее, таинственное, а Гуля – простое, сердечное. Ведь Гулико по-грузински и есть «сердце». Лиана всегда была артистичной и с 6 лет устраивала для гостей домашние представления, в которых играла все роли сразу.

Лиана Жвания в роли королевы в сказке *Двенадцать месяцев*, 1972

Окончив ЛГИТМиК, она стала актрисой Ленинградского ТЮЗа, на сцене которого выступает и по сей день. В 23 года Лиана Жвания дебютировала в кино, и первая же роль стала главной, принесла ей всесоюзную популярность и стала ее визитной карточкой. Это была королева в киносказке «Двенадцать месяцев». Сценарий фильма режиссер Анатолий Граник написал по мотивам одноименной пьесы Самуила Маршака. Это произведение было написано во время войны, в 1942-1943 гг., и воплощало веру писателя в то, что добро всегда побеждает. Замечательная сказка дарила надежду на лучшее и заставляла поверить в то, что любые чудеса могут случиться с теми, кто в них верит. Главную идею этой пьесы Лиана Жвания видела в том, что «зиму в человеческих отношениях побеждает тепло доброты».

Кадр из фильма *Двенадцать месяцев*, 1972
Лиана Жвания в роли королевы в сказке *Двенадцать месяцев*, 1972

В главных ролях режиссер решил снять никому не известных актрис, чьи лица еще не успели «засветиться» на экранах и не ассоциировались с другими ролями. Лиана Жвания на тот момент только заканчивала театральный институт и еще ни разу не снималась в кино. О своих пробах она вспоминала: «Входим вместе с незнакомцем в кабинет. «Садитесь, режиссер сейчас подойдет. Почитайте пока сценарий». Сердце ушло в пятки. «Вслух читайте, пожалуйста». – «А за кого читать?» Мужчина улыбнулся: «За всех». Мне показалось это странным. Ну, думаю, за всех так за всех. Казалось, прошла целая вечность, а я все читала: за мачеху, за братьев-месяцев, за злую сестру, за королеву... Человек закурил. Я, поперхнувшись, осторожно спросила: «Дальше читать?» – «Нет. Достаточно. Можете идти». – «Куда?» – бодро спросила я, предвкушая встречу с режиссером. «Домой». Пауза... Человек ласково улыбался: «Сценарий возьмите с собой и учите роль Королевы. У вас хорошая актерская школа, будем работать. Моя фамилия Граник». Потом добавил: «Отрастите волосы подлиннее. У Королевы будут косички».

Кадр из фильма *Двенадцать месяцев*, 1972
Лиана Жвания в роли королевы в сказке *Двенадцать месяцев*, 1972

Образ киногероини режиссер обсуждал с актрисой во всех деталях, чтобы он не получился схематичным и плоским. Он объяснил ей, что королева капризна, потому что она совсем юная, выросла сиротой, при дворе ее окружают лишь лицемерные и лживые люди, а единственный человек, который вызывает у нее уважение, – это старый профессор, но ее утомляют его постоянные нравоучения. Юная актриса прислушивалась ко всем советам режиссера и исполняла его рекомендации беспрекословно. Возможно, поэтому ее кинодебют и оказался таким удачным.

Кадр из фильма *Двенадцать месяцев*, 1972
Лиана Жвания в роли королевы в сказке *Двенадцать месяцев*, 1972

Консультантом фильма стал сын писателя Иммануэль Маршак. Именно благодаря ему «Двенадцать месяцев» и вышли на экраны, ведь киносказку собирались положить на полку – цензура увидела в нем политическую неблагонадежность. В пьесе затрагивалась тема взаимоотношений власти с народом, глашатай пел песню:
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: «Не цветет!»

Королева собирается издать новый закон природы, согласно которому апрель наступит вместо января, а сама шагу не может сделать без солдата в заснеженном лесу. И братья-месяцы говорят о том, что не солдат состоит при королеве, а наоборот. После того, как мачеха с дочкой превращаются в собак, королева интересуется, можно ли ее собачек, которые ходят перед ней на задних лапках, превратить в людей, а Январь отвечает: «Нет, уж если они на задних лапках ходят, людей из них не сделаешь». Чтобы убедить худсовет в том, что в подобных эпизодах не было никакого политического подтекста, Иммануэль Маршак ездил вместе с режиссером к киночиновникам и сумел отстоять этот фильм.

Кадр из фильма *Двенадцать месяцев*, 1972
Кадр из фильма *Двенадцать месяцев*, 1972

Боролся за выход фильма на экраны сын Маршака и еще по одной причине: он был очарован исполнительницей роли королевы и говорил, что именно такой его отец и представлял эту героиню. Лиана Жвания называла встречу с Иммануэлем главным чудом в своей жизни и рассказывала: «Сейчас уже, спустя 45 лет, могу сказать: так, как меня любил Иммануэль Маршак, меня никто не любил. Он был намного старше. Мне 21 год, ему – за 50. Доктор наук, физик, изобретатель. Одно из его изобретений – мигающая красная лампочка, которую мы видим, когда летит самолет. А еще он первым перевел на русский язык романы известной английской писательницы Джейн Остин. У нас была платоническая любовь. До сих пор храню его письма со стихами. Иммануэль Маршак любил меня беззаветно. Говорил, что я создала такой образ королевы, о котором мечтал его отец. Встреча с этим человеком стала для меня тогда мощным духовным зарядом и является таковым по прошествии многих лет».

Заслуженная артистка РСФСР Лиана Жвания

После того, как фильм вышел на экраны, зрители засыпали Лиану Жванию мешками писем, часто ей писали целыми семьями. Даже спустя годы после спектаклей к ней подходили и спрашивали: «Это ведь вы играли королеву?» Но, к сожалению, Лиана Жвания так и осталась в кино актрисой одной роли. После своего дебюта она снималась очень мало и появлялась на экранах, в основном, в телеспектаклях. В начале 2000-х гг. она сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах и сериалах, но в ней уже никто не узнавал ту самую королеву из «Двенадцати месяцев».

Лиана Жвания в сериале *Убойная сила-3*, 2001
Кадр из сериала *Агентство *Золотая пуля*, 2002
Заслуженная артистка РСФСР Лиана Жвания

Сама актриса причины своей непродолжительной кинокарьеры объясняла так: «Зрители фильма в своих письмах часто спрашивали меня, почему я так редко снималась в кино. Главная причина в том, что приоритетным для меня всегда было служение петербургскому ТЮЗу им. А. А. Брянцева, первому в стране детскому театру. За 47 лет работы на любимой сцене я сыграла более 60 ролей. Только в театре можно ощутить живость и непосредственность зрительского отклика».

Лиана Жвания в фильме *Прянички*, 2009
Актриса на сцене театра
Заслуженная артистка РСФСР Лиана Жвания

И хотя яркая кинороль в ее творческой судьбе так и осталась единственной, Лиана Жвания и по сей день для многих зрителей остается одной из самых красивых принцесс советского кино.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится