Александр Витберг: тернистый путь создателя исчезнувших соборов
811
просмотров
Александр Витберг (Carl Magnus Witberg; родился 15 января 1787 года — умер 12 января 1855 года) — русский художник XIX века, вышедший из семьи шведского эмигранта. Творчество Александра Лаврентьевича Витберга — яркий пример универсальности гения. Его талант одинаково проявлялся и в картинах, и в архитектурных проектах.
Александр Витберг. Рисунок «Автопортрет», начало XIX века

Александр Витберг создал первый грандиозный проект храма в ознаменование победы над Наполеоном в Москве, так и незавершённый по независящим от него причинам. Он много потрудился для культурного развития города Вятки. Несмотря на шведское происхождение, до конца жизни оставался горячим патриотом своей новой родины — России.

Биография Александра Лаврентьевича Витберга

Александр Витберг (по рождению — Карл) появился на свет 15 января 1787 года. Его отец был одним из многочисленных иностранцев, которые со времени Петра Первого находили в России новую родину. Он переехал в Санкт-Петербург за 8 лет до рождения сына.

Юный Карл не сразу осознал свои таланты и сперва начал обучаться горному делу. Пятнадцатилетним подростком он проявил рвение к живописи и перешёл в художественную Академию. Науки давались ему легко, юноша получил все возможные медали, а закончив обучение, остался преподавать.

Александр Витберг. Картина «Изведение Апостола Петра из темницы», 1806

За художественный талант, Карл Витберг получил почётную медаль, написав в 1809 году картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». Высоко оценив способности молодого человека, его рекомендовали профессору Григорию Ивановичу Угрюмову, знаменитому представителю русской классической школы.

Александр Витберг. Картина «Андромаха, оплакивающая Гектора», 1809

1813 год Витберг провёл в Москве, взяв творческий отпуск. Здесь он проявил себя как искусный автор орнаментов, посвящённых событиям прошедшей войны. Тогда же, по совету министра просвещения, художник стал изучать архитектуру.

Когда император Александр I объявил конкурс на лучший проект собора, прославляющего победу русских войск, Витберг с увлечением взялся за работу. Многие мировые архитекторы состязались за право стать авторами Храма Христа Спасителя, но императору из двадцати предоставленных проектов понравился вариант никому неизвестного Карла Витберга.

Монументальное сооружение планировалось в три раза больше современного, имело пантеон со множеством памятников полководцам, колоннаду из 600 колонн, места для выставления трофейного оружия.

Александр Витберг. Рисунок «Проект храма Христа Спасителя в Москве», 1817

12 октября 1817 года состоялась закладка фундамента на обширном свободном месте Воробьёвых гор. Поступило много пожертвований, из казны выделили 16 миллионов рублей. Ещё 24 тысячи ушло на организацию церемонии. Тогда же автор принял православие, крестившись Александром, в честь своего венценосного восприемника.

Увы, славный архитектор оказался плохим организатором. Результатом его деятельности стали семь потерянных лет и миллион разворованных денег. Новый правитель России, Николай I, потребовал отчёта. Всех, кто руководил работами, арестовали. Почти 11 лет шло разбирательство, в результате которого виновных оштрафовали на расхищенный миллион. Автора проекта в 1835 году сослали в захолустный городок Вятку.

Александр Витберг. Рисунок «Портрет молодого Герцена», 1836

Сведения о том, как приняла Александра Витберга провинция, сильно разнятся. По одним источникам, приехавший с семьёй и детьми, архитектор бедствовал. По другим — его тепло принял губернатор, он подружился с сосланным А. И. Герценом, поселился в неплохом доме и получил возможность заняться любимым делом. На него смотрели как на столичную знаменитость.

Результатом нового творческого подъёма стал Александро-Невский собор города (простоял до 1937 года, после чего был разрушен большевиками). Витберг с удовольствием взялся за облагораживание главной достопримечательности города, Александровского сада. По его эскизам выполнены кованая решётка и портал входа. Творение гениального мастера по сей день украшает Вятку.

Александр Витберг. Фотография «Александро-Невский собор в Вятке», 1900-1917

Ссыльная жизнь продолжалась до 1840 года, когда после ходатайства В. А. Жуковского, архитектору позволили перебраться в Санкт-Петербург. В столице Александр Витберг жил на пенсию, содержал (по разным источникам) от 8 до 12 детей от двух жён. Первая скончалась ещё до вятской ссылки, вторая — в 1851 году.

Александр Витберг. Фотография «Портал Александровского сада в Вятке», 1900-1917

В 1854 году архитектора парализовало. Это случилось после пожара, уничтожившего почти все его бумаги. Долго больной мастер не протянул, отойдя в мир иной 12 января 1855 года. Прах его нашёл упокоение на Волковском кладбище Питера, а каменное надгробие было украдено в советский период.

Самые известные картины Александра Витберга

Картины Александра Витберга и его архитектурные проекты созданы по классическим канонам. Наиболее известные из его работ:

  • «Благовещение» (начало XIX века) — набросок, в котором автор отобразил момент явления Богородице архангела Гавриила, точно поймав динамику движений.
  • «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1809) — первая значительная работа художника, получившая самую высокую награду Академии.
  • «Моление о чаше» (1816) — планировалась для росписи будущего собора. Одно из классических изображений евангельского сюжета.
  • «Проект храма Христа Спасителя в Москве» (1817) — на основании сохранившегося рисунка сейчас в Грозном строится «Дом приёмов».
  • «Портрет Евдокии Викторовны Витберг» (1830-е) — на рисунке изображена вторая супруга живописца во время ссылки.
  • «Портрет Александра Герцена с сыном» (1836) — художник изобразил своего друга с младенцем, родившемся в Вятке.
Александр Витберг. Рисунок «Благовещение», начало XIX века
Александр Витберг. Картина «Моление о чаше», 1816
Александр Витберг. Рисунок «Портрет Евдокии Викторовны Витберг», 1830-е
Александр Витберг. Картина «Портрет Александра Герцена с сыном», 1836

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится