STOPWAR
Андреа дель Вероккьо: выдающийся итальянский деятель искусства, учитель великих мастеров живописи Ренессанса
21
просмотров
Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio) — художник, обучивший азам искусства многих гениев искусства эпохи Возрождения. Как он прожил жизнь и какое творческое наследство оставил нам.

Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio; родился 1435 г. — умер 10 октября 1488) — известный итальянский художник XV века, выдающийся мастер флорентийской школы живописи Раннего Ренессанса. Творчество Андреа дель Вероккьо, чьи картины и скульптуры поражают зрителей многогранностью таланта автора, оказало огромное влияние на развитие изобразительного искусства Возрождения. А биография художника является ярким примером служения человека высоким идеалам гуманизма.

Андреа дель Вероккьо. Неизвестный художник. Гравюра «Портрет Андреа дель Вероккьо», XVI век

Андреа дель Вероккьо навсегда вписал свое имя в историю мировой культуры не только благодаря созданию великолепных шедевров искусства. Он также был прекрасным учителем для начинающих художников. Из большого количества его учеников особенно выделяются:

  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci);
  • Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
  • Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).
Андреа дель Вероккьо. Картина «Мадонна с младенцем», 1470

Биография Андреа дель Вероккьо

Андреа дель Вероккьо родился в семье мастера по изготовлению керамической плитки во Флоренции в 1435 году. Полное настоящее имя художника — Андреа ди Микеле ди Франческо ди Чионе, а Вероккьо — это творческий псевдоним, который он унаследовал от своего наставника по окончании обучения ювелирному ремеслу.

Андреа дель Вероккьо. Картина «Тобиас и ангел», 1470-1475

О детских годах Андреа практически не сохранилось достоверных сведений. Известно лишь, что его семья была дружной, многодетной и не слишком обеспеченной. Поэтому Вероккьо, по мере сил, на протяжении многих лет помогал материально своим братьям и сестрам.

Андреа дель Вероккьо. Картина «Крещение Христа», 1472-1475

История не сохранила для потомков имя наставника, который обучал живописи Вероккьо в 1450-х годах. Вероятно, им был Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi), хотя документальных подтверждений этой теории не существует. Зато доподлинно известно, что уже в середине 1460-х годов молодой художник обзавелся собственной мастерской во Флоренции, где вместе с учениками занимался изготовлением предметов ювелирного, живописного и скульптурного искусства.

Андреа дель Вероккьо. Гробница Джованни и Пьеро Медичи, 1469-1472

Мастерская Вероккьо быстро приобрела огромную популярность во всей Италии, она по праву считалась лучшей во Флоренции. Чтобы справиться с огромным количеством заказов Андреа постоянно набирал в свою студию молодых учеников, многие из которых впоследствии стали великими художниками.

Андреа дель Вероккьо. Скульптура «Бюст Джулиано Медичи», 1475-1478

Важной отличительной особенностью мастерской флорентийца стала ее многопрофильность. Андреа Вероккьо с учениками с легкостью брался за выполнение самых разных заказов:

  • написание картин;
  • изготовление ювелирных украшений;
  • создание скульптурных композиций;
  • роспись керамической посуды;
  • разработку архитектурных проектов;
  • изготовление надгробных памятников;
  • режиссуру праздничных мероприятий.
Андреа дель Вероккьо. Скульптура «Давид», 1472-1475

Необыкновенный талант Андреа дель Вероккьо по достоинству ценили самые влиятельные люди Флорентийской республики. С середины 1460-х годов и до самой смерти он пользовался особым покровительством семейства Медичи. По заказу Лоренцо Великолепного (Lorenzo il Magnifico) художник создал ряд своих известных работ, в том числе бронзовую скульптуру Давида, а также гробницу Джованни и Пьеро де Медичи.

Андреа дель Вероккьо. Скульптура «Путто с дельфином», 1470

В 1479 году правители Венецианской республики поручили Вероккьо разработку проекта памятника выдающемуся военачальнику Бартоломео Коллеони (Bartolomeo Colleoni). На эти цели была выделена астрономическая сумма в 100 тысяч дукатов. Восковая модель, созданная флорентийским мастером, полностью удовлетворила пожелания заказчиков.

Андреа дель Вероккьо. Скульптура «Уверение святого Фомы», 1467-1483

Для окончательной реализации грандиозного творческого замысла Андреа в 1485 году переехал в Венецию, с целью лично руководить работами по отливке сложной скульптурной композиции. Но 10 октября 1488 года Вероккьо внезапно умер, так и не завершив задуманное. Спустя 8 лет памятник, который стал главным украшением площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, торжественно открыли для обозрения, где он стоит и поныне.

Андреа дель Вероккьо. Памятник Бартоломео Коллеони, 1479-1486

Тело великого мастера Ренессанса захоронили в церкви Сант-Амброджо, но спустя несколько столетий останки художника загадочным образом исчезли. Сегодня на месте погребения Вероккьо находится лишь оригинальная надгробная плита со скромной лаконичной надписью на итальянском языке.

Андреа дель Вероккьо. Надгробная плита на месте захоронения Вероккьо

Самые известные работы Андреа дель Вероккьо

Многочисленные произведения искусства, созданные выдающимся живописцем и зодчим эпохи Возрождения, сейчас украшают залы музеев, интерьеры церквей и площади итальянских городов. Среди самых известных шедевров Андреа дель Вероккьо можно особо отметить:

  • Мадонна с младенцем (1466) — яркий образец начального периода творчества Вероккьо. Сегодня картина находится в Нью-Йорке, в музейной экспозиции Метрополитен, в зале шедевров Раннего Ренессанса.
  • Гробница Джованни и Пьеро Медичи (1469-1472) — надгробный памятник, изготовленный из мрамора и бронзы. В оформлении саркофага отсутствуют человеческие фигуры, зато щедро используются изящные растительные орнаменты.
  • Крещение Христа (1475-1478) — самая знаменитая картина живописца, в работе над которой участвовал молодой ученик Леонардо да Винчи. По легенде, именно после завершения этого произведения Вероккьо полностью отказался от живописного творчества, так как убедился, что да Винчи превзошел его по мастерству.
  • Памятник Бартоломео Коллеони (1479-1488) — венец скульптурного творчества художника. Наряду с памятником Гаттамелате, изготовленным великим Донателло (Donatello), эта работа считается эталоном конной статуи эпохи Раннего Возрождения.
Андреа дель Вероккьо. Серебрянный алтарь церкви Иоанна Крестителя, 1467-1483

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится