Антонио Сальери: какие слухи чаще всего распускали о композиторе, и чему из этого можно верить
725
просмотров
Антонио Сальери вырос в музыкальной семье и с юных лет мог развивать свои таланты. Его первые музыкальные шаги были сделаны во время изучения клавесина и скрипки. К сожалению, его родители скончались, когда он был ещё подростком. Вскоре после этого он начал своё музыкальное образование в Венеции вместе со своим старшим братом, учеником Джузеппе Тартини.

Во время учёбы Сальери посчастливилось привлечь внимание Флориана Гассмана, приглашённого композитора из венского двора. Вскоре после этого итальянский композитор начал работать на службе у императора Иосифа II.

Вена

Вена Портрет Антонио Сальери, Джозеф Виллиброрд Мелер, ок. 1825 года.

Следуя приглашению Флориана Гассмана, Антонио отправился в Вену, город, который останется его домом на всю оставшуюся жизнь. Итальянский композитор начал свой путь как ученик нескольких известных венских музыкантов.

Королевская семья была широко известна как щедрый покровитель музыкального искусства в Вене. Музыканту было всего двадцать четыре года, когда император назначил его придворным композитором в 1774 году. В том же году Антонио познакомился со своей будущей женой Терезой (Терезия) фон Хельферсторфер, с которой у него родилось восемь детей. Впоследствии итальянский композитор стал императорским королевским капельмейстером (музыкальным руководителем) двора в 1788 году. Он занимал эту должность до 1824 года. Сальери также носил титул президента Общества музыкальных художников в Вене. Его первой оперной пьесой была комедия 1770 года под названием «Учёные женщины» , получившая ошеломляющий успех.

Людвиг ван Бетховен.

В наши дни, несмотря на многочисленные заблуждения, Антонио по-прежнему помнят, как чрезвычайно плодовитого композитора. Его впечатляющие достижения включают тридцать три оперы, десятки священных и светских хоровых произведений и несколько сочинений для различных инструментальных ансамблей. Он путешествовал по всей Европе и представлял свои оперы на многих уважаемых европейских концертных площадках.

Он написал сорок три оперы в итальянском стиле, различные балеты, оркестровую музыку, два фортепианных концерта, многочисленные кантаты, арии и произведения духовной музыки. Его оперные произведения получили выдающийся отклик как в Париже, так и в Вене и принесли ему большое признание как композитору и дирижеру. Антонио преподавал большому количеству ныне известных композиторов. Среди его впечатляющих учеников Людвиг ван Бетховен, Карл Черни, Джакомо Мейербер, Франц Шуберт и Ференц Лист. Итальянский композитор также был учителем сына Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Ксавера. Он часто давал бесплатные уроки композиции, возможно, из-за своего сиротского прошлого.

Лоренцо да Понте.

Биографы продолжают изображать его как щедрого, доброго и благородного человека. Точно так же его способность дружить с весьма респектабельными людьми говорит о том, что Антонио обладал немалым обаянием и харизмой. С другой стороны, временами он не испытывал недостатка в высокомерии и гордости. Например, однажды Людвиг ван Бетховен узнал о гневе Антонии, представив концерт в тот же вечер, что и ежегодный рождественский бенефис Сальери. Тем не менее итальянский композитор до сих пор известен как человек остроумный, который часто шутил на свой счёт.

Флориан Леопольд Гассман.

Лоренцо да Понте, главный либреттист «Женитьбы Фигаро» Моцарта, «Дон Жуана» и «Так поступают все женщины, или Школа влюблённых», часто хвалил музыку Моцарта в своих мемуарах. Однако он сделал то же самое и с Сальери. Антонио также написал собственные мемуары, которые его друг Игнац фон Мозель положил в основу биографии, опубликованной в 1827 году.

В 1816 году Антонио был награждён Гражданской медалью Почета на концерте, организованном некоторыми из его любимых учеников. После пятидесяти лет службы при дворе он вышел в отставку в 1824 году, всего за год до своей смерти. Ему было семьдесят пять.

Наследие

Наследие Император Иосиф II, Антон фон Марон.


Называть Антонио святым покровителем посредственностей, как это делает Питер Шеффер в своей пьесе «Амадей», было бы несправедливой оценкой. Его оперы потрясающе мелодичны, безупречно написаны и, несомненно, новаторски. В конце концов, Сальери был одним из самых выдающихся и уважаемых композиторов своего времени. Посвятив свою жизнь музыке, итальянский композитор оставил после себя ошеломляющее наследие, в том числе множество произведений, которые опередили своё время как в музыкальном, так и в тематическом плане. Эти давно забытые шедевры, несомненно, заслуживают того, чтобы стоять рядом с наследием его известных учеников, таких как Франц Шуберт и Ференц Лист.

Учёные женщины, музыка Антонио Сальери, 1770 год.

Премьера шедевра Антонио «Il mondo alla rovescia» состоялась в Вене в 1795 году. Опера была написана на итальянском языке поэтом и либреттистом Катерино Томмазо Маццола. Эта исключительно забавная комедия излучает беззаботный дух и неоспоримое остроумие. Действие оперы разворачивается на мифическом острове во времена правления амазонок. Всё меняется с прибытием двух потерпевших кораблекрушение аристократов, графа и маркизы. Вместе с ними прибывает европейское судно, посланное им на помощь. Опера жива и неотразима во всём, и она умело опирается на комическое творчество. В некотором смысле она выделяется своей смелостью и прогрессивностью благодаря чёткой смене гендерных ролей.

Лучшие музыкальные моменты выходят на первый план в мирные моменты размышлений. Сюда включены торжественная, медленная часть в финале первого акта и гимнический хор в конце второго. Другими выдающимися производными от оперы являются две арии маркизы и безмятежная пасторальная ария, посвящённая полковнику, который убеждает графа остаться на острове.

Портрет Франческо Бенуччи.

«Аксур, король Ормуза» считается самой значительной оперой композитора. Премьера этой трагикомической драмы состоялась в Вене в 1788 году. Разыгранная на итальянском языке, опера была переработана знаменитым либреттистом Лоренцо да Понте. Она представляет собой итальянскую версию французской пьесы Сальери 1787 года «Tarare». Это была также его последняя опера, исполненная в Париже. Да Понте пишет в основном вслед за «Tarare», но две оперы значительно отличаются друг от друга деталями и характеристикой. История оперы Антонио следует за приключениями и трагедиями Аксура, короля королевства Ормус в Персидском заливе. Главную роль исполнил Франческо Бенуччи, который также сыграл первого Фигаро в опере Моцарта «Женитьба Фигаро». За короткий промежуток времени «Аксур» стал одной из самых известных опер Вены.

Аксур, король Ормуза

«Die Neger» представляет собой последнюю оперу Антонио. Премьера зингшпиля на немецком языке состоялась в 1804 году в Вене. Для этого произведения итальянский композитор сотрудничал с либреттистом Георгом Фридрихом Трейчке. Действие происходит на острове в Карибском море, который находится под колонизацией Англии. Персонаж лорда Бедфорда стремится стать губернатором этой колонии, поэтому вынуждает своего соперника, лорда Фолкленда, бежать из страны. Лорд Бедфорд также положил глаз на прекрасную Фанни, невесту Фолкленда и дочь старого губернатора. После пары лет изгнания Фолкленд возвращается под маской и поступает на службу к Бедфорду. В конце концов Фолкленд одерживает верх в своих поисках и женится на Фанни. Кроме того, горничная Фанни Бетти также выходит замуж за афроамериканского персонажа Джона. Этот акт приводит к прекрасному вдохновляющему межрасовому любовному дуэту, который в то время не был обычной практикой.

Георг Фридрих Трейчке.

Несмотря на нынешнее неполиткорректное и оскорбительное название, в либретто нет и следа расистских тенденций. Антонио, который был известен своей кампанией в пользу отмены рабства, также поставил всех персонажей на один и тот же музыкальный уровень. К сожалению, эксперты считают, что прогрессивные тенденции оперы были основной причиной её преждевременной отмены в то время. Тем не менее, в наши дни его по-прежнему хвалят и чтят за его этику.

Слухи и сплетни

Слухи и сплетни А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897 год.

Незадолго до кончины Антонио в 1825 году по Вене поползли слухи о том, что он отравил Моцарта. Поэт Александр Пушкин драматизировал эту идею в своей пьесе «Моцарт и Сальери», опубликованной в 1830 году. Позже, в XIX веке, Николай Римский-Корсаков перенял концепцию Пушкина и создал короткую и юмористическую оперную пьесу. Поэтому опера положила начало тенденции преувеличивать это спорное соперничество.

В 1979 году британский драматург Питер Шеффер написал «Амадея» - современный и утончённый взгляд на пьесу Пушкина. Пять лет спустя режиссёр Милош Форман перенёс историю Амадея на серебряный экран. Фильм получил восемь премий «Оскар», в том числе одну за яркое изображение Антонио Сальери Фаридом Мюрреем Абрахамом. Однако широко распространённый сейчас миф о соперничестве между Моцартом и Сальери не может быть далёким от истины. Эксперты утверждают, что существует слишком мало фактических доказательств в поддержку предполагаемого предательского поведения Антонио по отношению к Моцарту. Также нет фактов, подтверждающих обвинения в отравлении, которые продолжают следовать за именем Сальери.

Питер Шеффер.

Единственным надёжным источником, подтверждающим возможность неприязни между двумя композиторами, является содержание писем Моцарта. Однако заявления в этих письмах лишь показывают наличие жалоб Амадея и понятное количество зависти и разочарования, направленных на старшего и более совершенного Антонио. В 1771 году Моцарт уступил Сальери должность музыкального наставника принцессы Вюртембергской. Принцесса предпочла Антонио из-за его хорошо известной репутации безупречного учителя.

Некоторые историки также утверждают, что Амадей даже обвинил Сальери в провале своей оперной премьеры. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, размышлял об этом в одном из своих писем и сказал, что Антонио и его помощники перевернут небо и землю, чтобы поставить оперу.

Принцесса Елизавета Вильгельмина Луиза Вюртембергская, Иоганн Баптист Лампи Старший, 1785 г.

Антонио был в состоянии помочь борющемуся Амадею, но он пренебрёг этим. Тем не менее, после смерти Моцарта Сальери взял его сына Франца Ксавера под своё крыло и устроил его на приём при дворе императора. Он даже продолжал продвигать и дирижировать симфонией соль минор Моцарта в 1791 году.

Портрет Франца Ксавера Моцарта.

В 2015 году композитор и музыковед Тимо Йоуко Херрманн открыл партитуру кантаты Per la ricuperata salute di Ofelia. Сочиненная в 1785 году, пьеса состоит из одного раздела, написанного Антонио Сальери, и другого раздела, написанного Вольфгангом Амадеем Моцартом. Это исторически исключительное открытие, наконец, придаёт больше смысла отношениям между двумя композиторами, проливая истинный свет.

Слухи - слухами, а жизнь публичных людей всегда под пристальным вниманием, тем более, когда речь заходит о выдающихся исторических личностях. На ней обещал жениться сам Моцарт, за ней ухлёстывали мужчины разных возрастов, её невзлюбили женщины, но всё это и многое другое не помешало Марии-Антуанетте стать многодетной матерью, а также одной из самых нелюбимых королев.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится