Хотя многие произведения настолько эксцентричны и неоднозначны, что счастьем для прохожих, посетителей, прихожан и даже самих творцов вряд ли назовешь. Взять, к примеру, 7 художественных инсталляций, которые может и не спровоцировали революции, бунты и физическое воздействие на создателей, так уж точно привлекли к себе внимание.
1. «Большая глина № 4» на Болотной набережной в Москве от Урса Фишера
Совсем недавно, событие, произошедшее на Болотной набережной в виде нахождения арт-композиции Большая глина № 4 (Big Clay #4), вызвала небывалый резонанс. Произведение швейцарского художника Урса Фишера (Urs Fischer) в виде 13-метровой алюминиевой скульптуры, изображающей мягкие бесформенные куски глины, небрежно брошенные друг на друга, у зрителей вызывает разные ассоциации, и не всегда приятные или приемлемые.
Примечательно: Художественная композиция Большая глина № 4, по задумке автора, олицетворяющая «акт творения, созидания и преображения» была создана в 2013—2014 г. Она выставлялась на Манхэттене (Нью-Йорк, 2015 г.), на площади Синьории во Флоренции (2017 г.). Ее установка, в честь открытия Дома культуры «ГЭС-2», в районе Якиманка на Болотной набережной, в августе 2021 г. вызвала наибольший резонанс.
Как известно, любое значимое культурное событие или появление масштабных арт-композиций всегда вызывает повышенный интерес, что влечет за собой массу отзывов как со стороны признанных критиков и коллег по цеху, так и общественности. В случае с Big Clay #4 мнения разделились. Некоторые специалисты называют скульптуру «мощным культурным символом основы искусства и монументом человеческой потребности к творчеству», другие напротив, считают ее «издевательством над общепринятой формой памятника». Ну а большинство прохожих видит в ее формах только лишь «кучу экскрементов». Но сам Урс Фишер не расстраивается, считая, что его посыл каждый воспринимает в меру своего восприятия мира, ведь один и тот же (неоднозначный) предмет один человек воспринимает как цветок, а другой – замечает лишь кучу мусора.
2. Водопад из унитазов в Фошане от Шу Юна (Китай)
Необычная инсталляция в парке Шиван города Фошан (Китай) появилась в 2009 году. Казалось бы, обычный китайский город, но новость о гигантском шедевре художника-дизайнера Шу Юна, облетела весь мир. Еще бы, мало найдется мест на планете, где, прогуливаясь по городскому парку, можно увидеть стену длиной в 10 метров и высотой 5 метров, созданную из ...старых унитазов, керамических раковин, биде и писсуаров.
Действующий водопад под названием Toilet Bowls Waterfall был приурочен к проведению Фестиваля керамики и фарфора, который проходит в Фошане, славящегося своими фабриками по производству фарфоровых изделий. Целью дизайнера, стало создание уникальной художественной композиции, которая успокаивала бы и расслабляла зрителей. На счет расслабления и спокойствия, вопрос оказался спорным, потому что в город ринулась толпа туристов – нарушителей того самого спокойствия. Многим стало интересно, как можно установить более 10 тыс. единиц сантехнических изделий, да еще и подключить к ним воду, чтобы водопад был максимально реалистичным. Плюс ко всему удовольствие доставили коммунальным службам города и экологам, которые порадовались чистоте. И лишь потому, что Шу Юн вместе со своей командой потратил два месяца на сбор бракованных и выброшенных за ненадобностью унитазов, раковин и писсуаров, тем самым нашел оптимальный вариант утилизации сантехники.
3. Скульптура «Висящий человек» на Гусовой улице от Давида Черны (Прага, Чехия)
Одной из самых скандальных скульптур, уже ставшей исторической, является изваяние Зигмунда Фрейда, висящее высоко над пражской улочкой Husova 1. Эту арт-композицию создал известный чешский провокатор – Давид Черны еще в 1997 г., поэтому толкованиями и легендами она обросла самыми невероятными. Из-за портретного сходства с вождем Великой революции Владимиром Лениным, многие усматривают в скульптуре, которая называется «Висящий человек», политический контекст, явно намекающий на то, что коммунистический рай приказал долго жить.
Исходя из того, что это все-таки гений психоанализа Зигмунд Фрейд многие считают, что бедолага завис над пропастью Бессознательного, в которое сам же и заглянул. А вот автор проекта неоднократно говорил, что своим творением он решил показать «оторванность интеллигенции от простого народа, которому чужды дебри психоанализа». Но как бы там ни было, эта скульптура в разы увеличивает трафик туристов по улице Гусовой, стремящихся своими глазами увидеть эпатажную достопримечательность, что не может не радовать владельцев кафе и бутиков.
4. Аллюзия Mount Recyclemore в Графство Корнуолл от Джо Раша (Великобритания)
Не всегда художники и скульпторы указывают на реальные события или персонажи открыто, чаще всего, они стараются завуалировать смысл шедевра, делая намек на то или иное обстоятельство. Стилизация, указывающая на любой исторический, политический или культурный факт, а также на конкретного человека и называется аллюзией, которой и воспользовался британский художник Джо Раш (Joe Rush). Неравнодушный художник решил преобразовать монументальное творение, созданное на горе Рашмор (там на одном из склонов высекли барельефы четырех президентов США на современный лад). Только для своей арт-композиции он избрал не камень, а детали электронных носителей, точнее сказать, сломанные элементы, заставляющие компьютеры, смартфоны и различные гаджеты работать, а также их корпуса. Части художественной инсталляции он собирал на свалках или их приносили неравнодушные активисты, пытающиеся безопасно утилизировать электронный лом.
Главными героями композиции, получившей название Mount Recyclemore и была создана накануне саммита G7, стали лидеры государств стран-участниц: Борис Джонсон (Великобритания), Ёсихидэ Суга (Япония), Эммануэль Макрон (Франциия), Марио Драги (Италия), Джастин Трюдо (Канада), Ангела Меркель (Германия) и Джо Байден (США). Каждому высокопоставленному лицу достались разные запчасти, но это, не суть, Джо Раш своим произведением хотел привлечь внимание «Семерки» к «проблеме утилизации электронных отходов и их переработки», ведь в этих деталях имеются не только ценные металлы, но и токсичные вещества, которые нужно грамотно утилизировать или выпускать качественную (ремонтируемую) продукцию.
5. «Книжный Парфенон» или «Храм свободы слова» в Касселе от Марты Минухин (Германия)
В рамках проведения Международной выставки Documenta 14, проходящей в немецком городе Кассель, на центральной его площади появилась копия древнегреческого храма Парфенона, правда сделана она из книг. Автором крупной художественной инсталляции была аргентинская художница Марта Минухин (Marta Minujin), решившая продемонстрировать всему миру книги, которые в разные времена и в разных государствах были запрещены. Символичным стало и расположение инсталляции – на площади, где в 30-х годах было сожжено множество книг, запрещенных в те времена в Германии (так был ознаменован приход Гитлера к власти).
Временная художественная композиция, получившая говорящее название Parthenon of Books («Книжный Парфенон» или «Храм свободы слова»), была создана из металлического каркаса, на котором в прозрачном полиэтилене закрепили около 100 тыс. книг. Все, кто попал в то время на центральную площадь города, могли беспрепятственно рассматривать обложки книг, которые после демонтажа «Книжного Парфенона» были розданы всем желающим. Масштабную инсталляцию, как таковую, нельзя назвать шокирующей, но то, что она привлекла внимание к проблеме свободы слова – неоспоримо.
6. Эпатажная арт-композиция Marilyn в Версальском дворце от Джоанна Васконселос (Париж, Франция)
Необычная арт-композиция в виде эффектных женских туфелек, сделанных из сковородок, кастрюль и крышек к ним, появлялась на разных площадках, но наиболее впечатляюще она выглядела в одном из залов Версаля. Да это и понятно, роскошное убранство королевской резиденции просто захватывающе отражалась на полированных поверхностях кухонной утвари из нержавеющей стали. Автором художественной инсталляции Marilyn является португальская художница Джоанна Васконселос (Joana Vasconcelos), которая таким способом решила бороться с «устаревшими взглядами на отношение полов, напоминая женщинам, что они не обязаны следовать общепринятым представлениям о себе».
Несмотря на то, что арт-композиция выглядит довольно привлекательно, некоторые углядели в ее формах и материале вызов устоям и проявление сексизма.
7. Сиреневый свитер оверсайз, грелка, боксерская перчатка и обезглавленные скульптуры в Соборе Святого Стефана от Эрвина Вурма (Вена, Австрия)
Не только на площадях, улицах и парках городов появляются провокационные арт-объекты. Несколько лет подряд настоятель венского Собора Святого Стефана старается не то, чтобы украсить его территорию и главный зал, он организовывает мероприятия и арт-композиции, несущие идеи человеколюбия и покаяния. Чаще всего приглашается скандально известный скульптор-экспериментатор Эрвин Вурм, который приурочивает свои творения к Великому Посту и Пасхальной неделе. Из-за пандемии в 2020 году мероприятия были отменены и по этой причине в соборе остались прежние его творения, но еще и появился огромный ...сиреневый свитер, который выступил в роли Постной ткани. По задумке автора и настоятеля, новая художественная композиция призвана побудить «задуматься о делах и акциях согревающей благотворительности».
Справка: Постная ткань (Velum quadragesimale) скрывает живописные изображения Иисуса, обычно распятие и иконостасы, в католических и протестантских церковных зданиях во время Великого поста (Quadragesima). Такой обычай появился по аналогии с завешиванием иудейского храма, которое несколько раз упоминается в Новом Завете в связи со смертью Иисуса на кресте. В католических и протестантских храмах Постная ткань была чисто символическим убранством, позже она превратилась в форму христианского искусства. Чаще всего она закрывает алтарь в течение всего Великого поста (отсюда «ткань 40 дней»), чтобы призывать прихожан к физическому покаянию, а также к духовному воздержанию. В этот период верующие только молятся, а не созерцают богатое убранство. Они литургии лишь слушают, не отвлекаясь на священнослужителей, которые проводят службу, за занавесью.