Больше чем любовь: как актер Лев Свердлин всю жизнь боялся потерять свою Шурочку
0
0
1
803
просмотров
Это были два сильных и самобытных актёра. У обоих за плечами было обучение в театральной мастерской имени В. Э. Мейерхольда, множество ролей в театре. Лев Свердлин много и успешно снимался в кино, Александра Москалёва так и осталась театральной актрисой. А ещё она обладала таким искромётным чувством юмора, что поговаривали будто превосходила в остроумии саму Фаину Раневскую. Лев Свердлин и Александра Москалёва почти полвека шли рука об руку, но актёр всю жизнь боялся потерять свою Шурочку.

Театральный роман

Театральный роман Лев Свердлин.

Между ними по паспорту значилось восемь лет разницы, но волею судьбы Лев Свердлин и Александра Москалёва пересеклись во время обучения в Государственной экспериментальной театральной мастерской под руководством Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Тогда же и обратил внимание молодой талантливый актёр на юную студентку. Она очаровала его не только своей внешностью, хотя отличалась необыкновенной самобытной красотой. Александра Москалёва могла поддержать беседу на любую тему, была очень талантлива и обладала таким невероятным чувством юмора, что вокруг неё волей-неволей создавалась атмосфера всеобщего веселья.

Лев Свердлин.

Робкие ухаживания Льва Свердлина Александра Москалёва приняла весьма благосклонно. И вскоре они уже были неразлучны. Он после окончания мастерских в 1926 году служил в театре имени Мейерхольда, она, ещё в бытность студенткой, с 1924 по 1927 год была задействована в постановках того же театра.

Кадр из фильма-спектакля «Сослуживцы». Слева Александра Москалёва.

После 1927 года профессиональные пути супругов на какое-то время разошлись. Они работали в разных театрах, однако неизменно радовались успехам друг друга. Александра Яковлевна гордилась успехами Льва Наумовича, который, помимо тетра, много и успешно снимался в кино. Он воплотил на экране множество разных образов, в том числе Ходжу Насреддина, Семёна Будённого и Григория Орлова. Александра Яковлевна снялась в фильме «Верность матери» и сыграла Шуру из бухгалтерии в фильме-спектакле «Сослуживцы» по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Позже по этой же пьесе был снят «Служебный роман».

В 1943 году супруги вновь оказались в одном театре, и до конца своих дней оставались участниками труппы Театра имени Маяковского.

Тёплый дом

Тёплый дом Кадр из фильма «У самого синего моря». Справа Лев Свердлин.

Они были очень счастливы, Лев Свердлин и его любимая Шура. В их доме царила особенная атмосфера, в которой каждый, пришедший к ним в гости, чувствовал себя тепло и уютно. Им удалось в 1945 году пережить смерть своего единственного сына Юрия. Кстати, именно Юрий и стал причиной того, что по документам его мама впервые вышла на сцену театра имени Мейерхольда в 12 лет.

Кадр из фильма «Цирк». Лев Свердлин в роли моряка-зрителя.

Однажды, он сказал маме, что мама очень молодая, а в паспорте указана неправильная дата. Взяв ручку, он незаметно исправил в годе рождения Александры Москалёвой цифру 3 на 9. Так она стала моложе на 6 лет и везде значится датой рождения 1909 год. Эту историю описал в своей книге «Сначала я был маленьким» внук Всеволода Мейерхольда, Пётр Васильевич Меркурьев.

Актёр Пётр Меркурьев считал Льва Наумовича и Александру Яковлевну своими вторыми родителями. Впервые он попал в их дом в 13-летнем возрасте и остался рядом с этими удивительными людьми на долгие годы.

Невысказанный страх

Невысказанный страх Кадр из фильма «Насреддин в Бухаре».


Лев Свердлин буквально боготворил свою супругу. Он отчаянно переживал, что карьера жены складывается не столь успешно, как у него самого. Александра Москалёва часто играла во втором составе. Но когда она выходила на сцену, Лев Наумович неизменно обзванивал всех знакомых, приглашая их на спектакль. Он рассказывал, как талантлива его Шура и сколь блистательна она в той или иной роли.

Александра Яковлевна очень любила переставлять всё в их квартире, а её супруг на дух не переносил всяческие изменения обстановки. Однако шутками, уговорами и добротой жене удавалось убедить мужа в целесообразности перестановки.

Александра Москалёва.

Лев Свердлин был довольно вспыльчив, но при этом жена никогда не пыталась выразить ему недовольство его капризами или закатить скандал по этому поводу. Она предпочитала отшутиться, приласкать, очаровать, и в результате всё же добиться своего.

Фаина Раневская, которая считалась одной из самых остроумных актрис, признавала, что Москалёва вполне способна победить её по части юмора. Впрочем, это вовсе не мешало Раневской бывать в доме Свердлиных. Ведь Александра Яковлевна никогда не пыталась показать своего превосходства.

Лев Свердлин.

Чувства Льва Свердлина к жене были столь сильными, что он всегда, всю жизнь, боялся её потерять. Он просыпался ночью и прислушивался к тихому дыханию супруги. Иногда ему казалось: Шура не дышит. Тогда он тихонько будил жену и, убедившись, что она жива, снова мирно засыпал.

Лев Свердлин, кадр из фильма «Цена», 1969 год.

В 1969 году Льва Наумовича не стало, он скончался от онкологического заболевания поджелудочной железы. Александра Яковлевна пережила супруга на 8 лет. Многим друзьям и знакомым Александра Яковлевна говорила: в случае обнаружения у неё неизлечимой болезни, она уйдёт из жизни сама. Это объяснялось тем, что на её руках умерли сын, муж, отец и мать.

Александра Москалёва.

Актриса же не хотела быть ни для кого обузой. Когда в 1977 году она стала угасать, друзья настояли на обследовании. После визита к онкологу Александра Яковлевна, оставив самые подробные указания по поводу своих похорон и завещания, положила на стол документы, деньги и записку, в которой просила не спасать её. Впрочем, Александр Лазарев и Светлана Немоляева, первыми попавшие в квартиру Москалёвой-Свердлиной, обнаружили уже бездыханное тело.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится