Бронзино: гений портретного жанра и великолепный мастер аллегории
504
просмотров
Аньоло Бронзино — великий итальянский портретист и блестящий интеллектуал эпохи Маньеризма. Как сложилась его судьба и чем он увлекался в жизни помимо живописи.

Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino; родился 17 ноября 1503 г. — умер 23 ноября 1572 г.) — известный итальянский художник XVI века, выдающийся мастер портретного и мифологического жанров, яркий представитель маньеризма. В творчестве Бронзино также часто встречаются аллегорические картины, а биография художника представляет собой прекрасный образец самоотверженного служения искусству.

Бронзино. Алессандро Аллори. Картина «Портрет Бронзино», 1570-е

Аньоло Бронзино увлеченно писал не только великолепные станковые произведения, но также создал немало красочных фресок и алтарных росписей. Он был весьма образованным и начитанным человеком, поддерживал теплые дружеские отношения с литераторами и нередко сам брался за перо, сочиняя остроумные стихи.

Бронзино. Картина «Портрет Гвидобальдо делла Ровере», 1532

Биография Аньоло Бронзино

Аньоло Бронзино появился на свет 17 ноября 1503 года во Флоренции, в семье мясника. Его подлинное имя — Аньоло ди Козимо (Agnolo di Cosimo), а свое прозвище «Бронзино» он получил уже в молодые годы за характерный бронзовый оттенок кожи и рыжий цвет волос. С юных лет у мальчика проявился талант к рисованию, поэтому родители отдали его на обучение сначала в мастерскую художника Рафаэллино дель Гарбо (Raffaellino del Garbo), а чуть позже, в 14-летнем возрасте — к известному портретисту Понтормо (Pontormo).

Бронзино. Картина «Состязание Аполлона и Марсия», 1532

Именно Понтормо принадлежит заслуга выработки уникального стиля своего ученика. Почти до 30 лет Бронзино много трудился вместе с учителем над фресковыми росписями и картинами на религиозную тематику, поэтому произведения мастера, созданные в этот период жизни, по праву считаются совместными работами двух выдающихся живописцев.

Бронзино. Картина «Святое Семейство с младенцем и Иоанном Крестителем», 1540

В 1530 году произошло знаковое событие в жизни Бронзино — он был назначен придворным художником герцога Урбинского Франческо Марии I делла Ровере (Francesco Maria I della Rovere). Вскоре художник получил объемный заказ на фресковую роспись виллы своего покровителя, с которым блестяще справился. Затем Бронзино написал для молодого наследника герцога — Гвидобальдо картину «Состязание Аполлона и Марсия» и его портрет. Эти произведения принесли живописцу широкую известность и положили начало расцвету его творческой карьеры.

Бронзино. Картина «Аллегория с Венерой и Амуром», 1545

В 1533 году Бронзино вернулся в родную Флоренцию, где был назначен на должность придворного художника герцога Алессандро Медичи (Alessandro Medici). Через 4 года 26-летний покровитель живописца умер от руки наемного убийцы, но это событие не отразилось негативно на судьбе художника. Напротив, после смерти Алессандро верховная власть во Флоренции оказалась в руках его дальнего родственника Козимо (Cosimo I de Medici), который продолжил оказывать покровительство Бронзино.

Бронзино. Картина «Портрет девушки с книгой», 1545

В обязанности придворного живописца входило не только написание картин, но и организация праздничных мероприятий с яркими театральными декорациями. Кроме того, Бронзино успевал рисовать эскизы для флорентийских гобеленовых мастерских и создавать алтарные образы для местных церквей.

Бронзино. Картина «Портрет Козимо I Медичи в доспехах», 1545

Основным жанром в творчестве художника на протяжении многих лет оставался портрет, причем Бронзино за свою долгую жизнь так и не удосужился написать ни одного автопортрета. Зато он оставил потомкам целый ряд интересных аллегорических картин, в которых мастерски изобразил женскую и мужскую обнаженную натуру.

Бронзино. Картина «Портрет Элеоноры Толедской с сыном», 1545

Большую часть жизни художник прожил в родной Флоренции, но в 1546 году он совершил творческую поездку в Рим, а в 1564-м — в Пизу. Став известным мастером живописи, Бронзино нашел время и для обучения молодых талантов, а его любимый ученик Алессандро Аллори (Alessandro Allori) впоследствии стал выдающимся портретистом эпохи Маньеризма.

Бронзино. Картина «Портрет Стефано Колонна», 1546

Бронзино никогда не был женат, не имел детей и был весьма обеспеченным человеком. Он вел достаточно скромную жизнь и предпочитал проводить время в обществе интеллектуалов, а не в шумной кампании любителей спиртного. Тем не менее, время, отведенное судьбой художнику, неотвратимо приближалось к печальному концу.

Бронзино. Картина «Венера, Купидон и сатир», 1555

23 ноября 1572 года Бронзино навсегда покинул этот мир и отошел в вечность. Его похороны прошли в очень скромной обстановке, а на могиле великого мастера был установлен простой монумент с душевной надписью: «Не умирает тот, кто живет, как жил Бронзино…»

Бронзино. Картина «Портрет молодого человека», 1555

Самые известные картины Бронзино

Среди работ великого итальянского живописца есть множество выдающихся шедевров искусства. И все же, самыми известными картинами Бронзино можно по праву назвать следующие произведения:

  • «Аллегория с Венерой и Амуром» (1545) — многофигурная аллегорическая картина с прекрасным эротическим образом римской богини любви. А идентификация второстепенных персонажей до сих пор вызывает яростные споры искусствоведов.
  • «Портрет Козимо I Медичи в доспехах» (1545) — самый известный из числа портретов великого герцога Флоренции, написанных художником. На картине покровитель Бронзино изображен гордым и уверенным властителем.
  • «Портрет Элеоноры Толедской с сыном» (1545) — изображение жены Козимо Медичи в шикарном платье из парчи вместе с сыном Джованни. Одежда дамы тщательно скрывает фигуру женщины, что полностью соответствует правилам написания портрета XVI века в стиле маньеризма.
  • «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна» (1540-е) — прекрасная аллегорическая картина, на которой знаменитый генуэзский адмирал предстает перед зрителем в образе всесильного бога морей и океанов. Произведение написано в лучших традициях классической античной скульптуры, где герои почти всегда изображались обнаженными.
Бронзино. Картина «Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна», 1540-е

Бронзино оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства и навсегда останется в памяти потомков. А его прекрасные картины уже почти пять столетий поражают зрителей холодным колоритом и безукоризненной точностью мельчайших деталей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится