«Чайка», «Руслан и Людмила» и др: новаторские спектакли, которые разгромили критики, но полюбила публика
0
1
0
475
просмотров
Не все творения российских классиков, которые на сегодня считаются признанными шедеврами, приветствовались публикой своего времени. Виной тому часто становились новаторство авторов, которое не находило отклик у современников, выбор исполнителей, а также его величество случай.

Неудавшаяся "Женитьба" Гоголя

Неудавшаяся "Женитьба" Гоголя Пьеса «Женитьба» Н.В. Гоголя в постановке Ю.Соломина

"Провинциальный жених", "Женихи", "Женитьба" — такие варианты названий носит знаменитая пьеса Николая Васильевича Гоголя. Современные театры обязательно включают ее хотя бы в один театральный сезон, но первое представление этого произведения было далеко не таким успешным.

Создание поэмы до момента публикации заняла у Гоголя десять лет. Гоголь то переписывал его, то совершенно терял к своему детищу интерес и, конечно, даже намеревался его уничтожить. Несмотря на все мучения, в 1841 году пьеса была завершена, а через год состоялась ее премьера на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

Многообещающее название вызвало резонанс в обществе. Театралы шли на пьесу в ожидании увидеть российскую "Свадьбу Фигаро", но в итоге, получили пугливого жениха, убегающего в окно. Зрители наградили пьесу лишь скудными легкими аплодисментами, а критики окрестили творение Гоголя «шалостью большого таланта».

"Многострадальная" опера Глинки

"Многострадальная" опера Глинки М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Премьера "Руслана и Людмилы" была посвящена шестой годовщине постановки первой оперы Глинки "Жизнь за царя". На тот момент Глинка был общепризнанным мастером, и очередное произведение всегда вызывало трепет у публики. Михаил Иванович все еще дописывал произведение, когда его уже утвердили к постановке.

Однако с успехом прошел лишь первый акт. Анна Петрова-Воловьева, исполнявшая партию Ратмира, заболела, и ее заменяла неопытная солистка Анфиса Петрова, которая к тому же не успела подготовиться к выступлению. Эпизод с Головой во втором акте оставил зрителей в негодовании. Сложно было оценить талант и мастерство за "ревом", который издавала Петрова. К четвертому акту зрители были полностью измотаны. Императорская семья Николай I так и дождалась окончания оперы, покинув театр раньше времени.

Критики осудили оперу за отсутствие драматического действия. И крайне мало нашлось тех, кто оценил новаторский жанр, который Николай Римский-Корсаков позже назовет "эпической оперой". Сейчас опера "Руслан и Людмила" известна как шедевр музыкального театра, о чем говорит только тот факт, что на сцене Большого театра ее исполняли около 700 раз.

Плохому танцору мешает нелюбовь к музыке

Плохому танцору мешает нелюбовь к музыке Лебединое озеро. Спектакль театра «Кремлёвский балет»

До определенного момента ни один "серьезный композитор" не писал музыку для балета, за исключением Адольфа Адана и Лео Делиба. Дебютантом на этом поприще среди русских композиторов можно назвать Чайковского. Он взялся за создание музыкального сопровождения к балету со всей ответственностью, тщательно изучив все особенности "музыки для танцев" и партитуры. Так, в 1877 году, Чайковский окончил "Лебединое озеро".

Однако не все артисты готовы были выступать под экспериментальные сложные балетные композиции. Практически все примы, которых видел Чайковский в своем произведение отказались выступать по его творение. В результате пришлось в немедленном порядке привлекать Пелагею Карпакову, у которой оставалось крайне мало времени на подготовку. Возникли также трудности с хореографом. Премьер Арнольд Гиллерт отказался ставить "Лебединое озеро", опасаясь маленького сбора. Выбор пал на печально известного балетмейстера Вацлава Рейзингера, все постановки которого в Большом театре были неудачными. Не стало исключением и премьерное "Лебединое озеро".

Спектакль был включен в программу и был показан 27 раз за два года, после чего был снят с показа. Тем не менее в 1895 году "Лебединое озеро" снова поставили на сцене под руководством Мариуса Петипа и Льва Иванова. Именно это версия принесла "Лебединому озеру" современную популярность и создала из детища Чайковского икону русского классического балета. Правда, об этом Петр Чайковский так и не узнал.

Побег Антона Чехова из театра

Побег Антона Чехова из театра Сцена из спектакля «Чайка», 1898

Премьерный показ пьесы "Чайки" состоялся в Александринском театре в Санкт-Петербурге в октябре 1896 года и вызвал настоящий скандал. Зрители высмеивали каждый шаг актеров, и спектакль воспринимался как набор случайных шуток. Публика была настолько увлечена разговорами в другом конце зала, поэтому актеров практически не было слышно.

Когда зрители начали выказывать свое недовольство, драматург сам вышел из ложи и направился в кабинет постановщика. После разговора Антон Чехов покинул как театр, так и Петербург, ни с кем не попрощавшись
Два года спустя Станиславский и Немирович-Данченко поставили спектакль во МХАТе. И в этот раз выступление прошло с большим успехом. "Чайка" стала одной из самых популярных пьес в мире.

"Священная весна" в космосе

"Священная весна" в космосе «Весна священная» в совремнной постановке Саши Вальц

Идея создания "Священной весны" посетила Игоря Стравинского внезапно. Работать над оперой Стравинскому помогал Николай Рерих. Поставил балет хореографом Вацлав Нижинский по рекомендации Сергея Дягилева. Стравинского смущал тот факт, что у балетмейстера не было музыкального образования. Впоследствии это дало о себе знать.

Премьера в Париже в мае 1913 года провалилась с большим треском. Суматоха среди возмущенных зрителей переросла в драку, которую остановил только приезд полиции. Критика была неумолима.

Спустя несколько лет опера стала собирать концертные залы до отказа. А в 1950-х "Золотую пластинку" с записями Баха, Моцарта, Бетховена и Стравинского отправили на корабль "Вояджер-1".

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится