Чем акватинта отличается от офорта и почему очень часто используется вместе с ним
570
просмотров
Акватинта — это техника глубокой печати и разновидность офорта, которая позволяет создавать тиражные изображения богатой тональности и фактуры. Созвучное акварели название «акватинта» появилось не случайно, а вследствие того, что оттиск такой гравюры внешне похож на рисунок водными красками.
Акватинта. Сидней Лонг. Гравюра «Пейзаж Хоксбери», 1928

Особенности акватинты

Акватинта крайне редко используется в графике самостоятельно. Чаще всего она выступает в роли вспомогательной техники при создании традиционного офорта в манере сухой иглы или травленого штриха. С ее помощью художник виртуозно воспроизводит на гравюре самые сложные тональные градации разной степени насыщенности.

Акватинта. Джозеф Лайсетт. Гравюра «Резиденция Эдварда Райли Эсквайра, Вулумулу, Около Сиднея, Новый Южный Уэльс», 1825

Акватинта — это сложная в техническом отношении разновидность графики. Для достижения цели художнику часто приходится многократно применять особые технические приемы и не допускать ошибок в процессе работы.

Акватинта. Джон Тейлор Армс. Гравюра «На озере Комо», 1919

Последовательность действий по изготовлению гравюры в технике акватинты обычно бывает следующей:

  • Художник в технике травленого штриха или сухой иглы делает основное изображение на печатной форме. Этот этап включает полный комплекс работ: от первичного покрытия пластины кислотоупорным лаком до ее финишного травления.
  • Участки пластины, на которых нужно создать определенный фон, снова покрывают лаком и присыпают тонким слоем канифольной пыли.
  • Пластину равномерно разогревают, чтобы частички канифоли расплавились и прилипли к основе формы.
  • Пластину еще раз вытравливают. При этом кислота разъедает не всю поверхность полностью, а только определенные места между приставшими к ней канифольными пылинками.
Акватинта. Иллюстрация первой постановки оперы Беллини «Пуритане», 1835

В дальнейшем, в процессе печати оттиска, часть краски задерживается на обработанных техникой акватинты участках. Таким образом на гравюре получается ровный серый фон. Чтобы добиться нужной насыщенности цвета, мастер повторяет основной цикл работ несколько раз. Вместо канифоли могут использоваться другие огнеупорные смолы, в том числе асфальтные (на основе битума).

Акватинта. Мэри Кэссетт. Гравюра «Купальщица», 1891

История акватинты

История акватинты насчитывает немногим более 350 лет. Эту технику придумали почти на три столетия позже классического офорта во Франции. У историков нет единого мнения относительно того, кто именно первым изобрел акватинту в 60-70-х годах XVIII века.

Акватинта. Педро Жозеф де Лемос. Иллюстрация из книги «Прикладное искусство», 1920

Различные источники приписывают авторство четырем французским художникам:

  • Жан-Батисту Лепренсу (Jean-Baptiste Le Prince);
  • Жан-Клоду Ришару (Jean-Claude Richard);
  • Жан-Шарлю Франсуа (Jean-Charles François);
  • Франсуа-Филиппу Шарпанье (François-Philippe Charpentier).
Акватинта. Пол Сэндби. Гравюра «Вид около Эдвинсфорда, Карнарвоншир», 1812

Но нет никаких сомнений в том, что акватинта была изобретена во второй половине XVIII века в качестве удобной репродукционной техники в дополнение к классическому офорту. Традиционная манера травленого штриха давала возможность художнику очень тщательно прорисовывать мельчайшие детали изображения на гравюре. Но с ее помощью невозможно передать плавные тона разной насыщенности. Изобретение акватинты легко решило эту сложную проблему.

Акватинта. Фелисьен Ропс. Гравюра «Маленькая танцовщица», 1879

На рубеже XVIII-XIX веков акватинтой всерьез увлекся всемирно известный испанский художник Франсиско Гойя (Francisco Goya). С помощью этой техники выдающийся мастер создал целый ряд знаменитых циклов графических работ.

Акватинта. Филибер-Луи Дюбукор. Гравюра «Общественный променад», 1792

В начале XIX века акватинта пережила недолгий период расцвета в сфере цветной репродукционной полиграфии. Но ее быстро вытеснила более практичная техника плоской печати — литография. Интерес к акватинте возродился во второй половине XIX века благодаря усилиям многих выдающихся представителей импрессионизма. К этой технике неоднократно обращались в своем творчестве:

  • Эдуард Мане (Édouard Manet);
  • Эдгар Дега (Edgar Degas);
  • Камиль Писсарро (Camille Pissarro).
Акватинта. Франсиско Гойя. Акватинта № 20 из серии Tauromaquia «Ловкость и отвага Хуанито Апиньяни на ринге в Мадриде», 1816

В мировой культуре ХХ-XXI веков акватинта занимает весьма скромные позиции. Среди ее поклонников очень мало известных представителей новейших направлений изобразительного искусства:

  • авангардизма;

  • поп-арта;

  • неореализма.

Хотя у современных художников есть гораздо больше технических возможностей для создания гравюр, чем у мастеров XVIII века, популяризацией акватинты сегодня занимаются лишь немногие деятели искусства.

Акватинта. Эдгар Дега. Гравюра «Танцоры в крыльях», 1877

Известные мастера акватинты

Среди самых известных мастеров акватинты лишь одно имя хорошо знакомо широкому кругу людей во всем мире. Но все же стоит отметить в нашей статье и других художников, которые значительную частью своей жизни посвятили этой непростой печатной технике:

  • Франсиско Гойя — гениальный испанский мастер живописи и графики эпохи Романтизма. Гойя работал в технике акватинты почти 30 лет, вплоть до самой смерти. Его по праву считают самым знаменитым представителем этой разновидности офорта. А серии работ «Капричос», «Тавромахия», «Бедствия войны» и «Диспаратес» навсегда останутся величайшими образцами творчества мэтра.
  • Филибер-Луи Дебюкур (Philibert-Louis Debucourt) — французский мастер цветной гравюры конца XVIII — первой трети XIX века. 47 из 77 лет своей жизни Дебюкур создавал уникальные произведения в технике акватинты. Его оттиски поражают разнообразием красок, а критики почтительно называли работы художника эталоном французской элегантности.
  • Мэри Кэссетт (Mary Cassatt) — американская художница, большую часть жизни прожившая во Франции. Под влиянием японских гравюр она в конце XIX века написала серию оригинальных цветных работ в акватинте, которые произвели настоящий фурор на Парижской выставке. Для них характерно обилие нежных пастельных тонов вместо традиционно популярных темных оттенков.
  • Педро Жозеф де Лемос (Pedro Joseph de Lemos) — выдающийся американский скульптор, график и педагог. Будучи преподавателем дизайна, Лемос на протяжении 21 года систематически публиковал свои графические работы в учебных печатных изданиях, чем в значительной мере поспособствовал популяризации акватинты в США.
Акватинта. Эжен Делакруа. Гравюра «Турок, садящийся на коня», 1824

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится