Биография Ангелики Кауфман
Ангелика Кауфман родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городе Кур, но ее детство прошло в Австрии. Девочка была единственной дочерью австрийского художника-монументалиста. С ранних лет она проявила незаурядные способности: овладела несколькими иностранными языками (английским, французским, итальянским и немецким), обладала прекрасным певческим голосом и блестяще рисовала. Уже в 12 лет она писала на заказ портреты представителей знати и духовенства. Когда настало время сделать выбор между музыкой и живописью, отец настоял на последнем, так как карьера певицы тогда считалась не вполне пристойной для девушки.
Ангелика Кауфман продолжила совершенствовать художественное мастерство в Италии, куда отправилась с отцом после смерти матери в 1754 году. Она быстро прославилась и стала вхожей в высшие круги, в том числе познакомилась с английским послом и его супругой. По их приглашению девушка с отцом поехали в Лондон и прожили в Великобритании следующие 15 лет. Красивой и талантливой художницей восхищался Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds), с которым она близко сошлась. Кауфман стала одной из двух женщин-учредительниц Королевской академии. Вторая — Мэри Мозер (Mary Moser).
Одно обстоятельство омрачило благополучную жизнь в Британии: это был крайне неудачный брак. Среди многочисленных поклонников Ангелика предпочла светского льва графа Хорн, скупавшего ее картины и щедрого на комплименты. После замужества в 1767 году она выяснила, что стала жертвой брачного афериста со многими именами. Вскоре их брак был признан недействительным, но после скандала художница сильно ограничила круг общения.
Огорчало ее и то, что восхваляемые критиками мифологические сюжеты и аллегории встречали прохладный прием у публики, предпочитавшей портреты и пейзажи Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough). В итоге в 1781 году Кауфман вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи (Antonio Zucchi) и уехала в Рим, где открыла престижную студию. К тому времени она уже была членом флорентийской Академии Изящных Искусств.
В салоне Ангелики Кауфман встречалась интеллектуальная элита разных стран. Художница дружила с Иоганном Вольфгангом Гете (Johann Wolfgang von Goethe) и многими другими культурными деятелями XVIII века. Ее заказчиками были российский император Павел I, император Священной Римской империи Иосиф II, монархи Неаполя и Польши, Папа Пий VI и другие высокопоставленные персоны Европы и России. Русский поэт Державин даже написал оду «К Анжелике Кауфман», настолько высока была ее популярность.
Умерла художница 5 ноября 1807 года, и в процессии ее пышных похорон участвовала вся Академия Святого Луки. В настоящее время работы этой незаурядной женщины хранятся в Эрмитаже, Британской галерее Тейт и других лучших музеях разных стран. В Австрии открыт музей Ангелики Кауфман, а на Венере есть кратер, названный ее именем.
Самые известные картины Ангелики Кауфман
Картины Ангелики Кауфман обычно основаны на мифологических, исторических, библейских и литературных сюжетах. Они относятся к исторической живописи, которая в академическом искусстве считалась наиболее возвышенной и важной. Женщины XVIII века редко проявляли себя в этом жанре, поскольку он требовал глубокого знания литературных источников, теории искусства и анатомии. Вот несколько наиболее известных произведений художницы:
- «Портрет Иоганна Иоахима Винкельмана» (1764). Этот портрет прославил 22-летнюю художницу. На нем изображен знаменитый историк и археолог, который был другом Кауфман и отзывался о ней как об исключительной личности.
- «Молодой Гете» (1787). Художница часто беседовала с Гете и иллюстрировала его пьесу «Ифигения в Тавриде», а он писал о Кауфман в книге «К теории цвета». Но собственный портрет поэт не одобрил, сочтя изображение приукрашенным.
- «Венера пробуждает в Елене любовь к Парису» (1790). Эта картина на сюжет «Илиады» была заказана князем Юсуповым, в семье которого хранилась до Октябрьской революции. Сейчас она входит в собрание Эрмитажа.
- «Автопортрет между живописью и музыкой» (1794). Художница никогда не забывала, что ради карьеры в живописи ей пришлось пожертвовать музыкальным даром. Это подтверждает поздний автопортрет с аллегориями двух видов искусства.