Певицу обвиняли в «вульгарности и безыдейности», ее снимали с концертов и не пускали в телеэфир. В результате она приняла решение эмигрировать в США. Как сложилась ее судьба после этого и почему она бросила американского мужа-миллионера – далее в обзоре.
Как Ида Вайс превратилась в Аиду Ведищеву
Ее настоящее имя – Ида Вайс. Она родилась перед самым началом войны, 10 июня 1941 г., в Казани, куда ее родители переехали из Киева. Никто в семье не имел отношения к миру искусства – мать, Елена Емельянова, была хирургом, а отец, Соломон Вайс, – выдающимся стоматологом, по учебникам которого занимались студенты мединститутов всего СССР. При этом музыка в их доме звучала всегда – мать прекрасно пела, у сестры-врача был сильный оперный голос. Во время войны к ним в Казань эвакуировались из Киева человек 15 родственников матери, и все они играли на разных музыкальных инструментах и устраивали дома импровизированные концерты.
Когда Иде было 4,5 года, мать наняла ей гувернантку, которая обучала ее английскому языку, а позже, когда в 1951 г. семья переехала в Иркутск, Ида продолжила заниматься английским на дому, а в школе изучала немецкий. Эти занятия она посещала из-под палки, ведь тогда и представить не могла, как в будущем ей пригодится знание иностранных языков.
На самом деле по-настоящему ее увлекала только музыка. Позже она скажет: «Моя единственная сердечная привязанность – музыка. Поверьте. Ни один мужчина не мог с ней соперничать. Да и некогда мне было влюбляться, я еще говорить не начала, а уже пела». В Иркутске Ида окончила музыкальное училище и начала выступать там же в студенческом театре музыкальной комедии. По настоянию родителей она поступила в институт иностранных языков, а потом перевелась на заочное отделение и отправилась штурмовать театральные вузы столицы. Ида прошла все туры, но ее не приняли, объяснив это так: «Вы уже поступили в один вуз, теперь еще в один хотите?! А у нас за дверью стоят те, кто хочет учиться только у нас».
Ида была уверена в том, что единственной причиной ее провала была еврейская фамилия. Как бы то ни было, она вернулась в Иркутск, завершила учебу в институте и работала в Орловской филармонии. Однажды к ним на гастроли приехали столичные цирковые артисты, и Ида познакомилась с будущим мужем, Вячеславом Ведищевым, который пригласил ее в Москву. Ведищев нанял ей репетиторов по вокалу, представил ее руководителю джазового оркестра Олегу Лундстрему, и она начала выступать вместе с ними, а позже пела в оркестре Леонида Утесова. В середине 1960-х гг. Аида Ведищева начала давать сольные концерты с ансамблем «Мелотон» и ВИА «Голубые гитары».
Конфликт с Натальей Варлей
В 1966 г. композитор Александр Зацепин объявил радиоконкурс, чтобы найти особенную певицу для исполнения песен в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Из множества претенденток Зацепин выбрал Аиду Ведищеву, и именно она исполнила знаменитый шлягер «Где-то на белом свете…» («Песенку о медведях»). Вот только имя певицы в титрах фильма не упоминалось, и зрители были убеждены в том, что эту песню исполнила актриса Наталья Варлей, ведь ее героиня пела ее в кадре. Не вспомнили ее фамилию и в титрах фильма «Бриллиантовая рука», где певица исполнила песню «Помоги мне». У Аиды Ведищевой это вызвало возмущение – она всегда знала себе цену и не терпела такого неуважительного отношения к себе.
С тех пор Варлей и Ведищева крайне нелестно отзывались друг о друге. Певица низко оценивала ее актерские и вокальные способности и считала, что ее соперница непрофессионально работала перед камерами, и к тому же она не могла простить актрисе того, что та на концертах исполняла ее песни. А Варлей в свою очередь была обижена на то, что ей не дали исполнить в фильме «Песенку о медведях» – Гайдай планировал, что петь будет она, но тут Зацепин привел Ведищеву и настоял на ее кандидатуре.
Непрощенные обиды
В 1972 г. на экраны вышел фильм «Ох уж эта Настя!», где прозвучала песня «Лесной олень» в исполнении Аиды Ведищевой. На этот раз ее имя было указано в титрах, но у певицы уже были другие амбиции – ей хотелось создать собственное шоу, в жанре мюзикла. Ее идей не оценили, в формате мюзикла усмотрели подверженность влиянию Запада. Все чаще Ведищева подвергалась нападкам чиновников, обвинявших ее в «безыдейности и вульгарности», все чаще ее снимали с концертов и практически перестали показывать на телевидении. Певица видела причину в собственной непокорности и антисемитизме руководства Гостелерадио.
Музыкант Игорь Гранов был уверен, что настоящей причиной неудач Аиды Ведищевой на эстраде было не ее еврейское происхождение, а то, что называется «актерским пережимом»: певица всегда устраивала вокруг себя шоу, в ее поведении на сцене все было как-то нарочито и чересчур. Знакомые говорили о ней как об артистке самоуверенной, раскованной и экстравагантной, что для советской эстрады тех времен было неприемлемым. По мнению Гранова, Ведищева не терпела никаких замечаний в свой адрес, любую критику воспринимала как личную катастрофу и не прислушивалась к советам.
Американская мечта советской певицы
Какими бы ни были настоящие причины ее неудач в карьере, ясно было одно: в СССР она больше работать не могла. И в 39 лет Аида Ведищева приняла непросто для себя решение – уехать в США. Позже свое решение она объясняла так: «Я уехала из СССР, потому что поняла: все то, что я создаю, здесь будет презираться всегда. У меня была тенденция делать что-то вроде мюзиклов. Мы жили за «железным занавесом» и практически ничего об этом жанре не знали. А я всегда была в авангарде. За это меня били и презирали, потому что считали, что я вульгарна, все время изощряюсь, вечно чего-то хочу. А я родилась поющей артисткой, у меня суть такая!».
На тот момент она уже состояла во втором браке, с музыкантом Борисом Дверником. Они уехали вместе, но расстались вскоре после переезда в Америку. Третьим мужем певицы стал американский миллионер польского происхождения Джей Маркофф. Вместе они прожили 6 лет, а потом еще 3 года длились судебные тяжбы из-за их развода – муж не смог ей простить того, что ради него она не отказалась от сцены. Он хотел, чтобы Аида бросила гастрольную жизнь и давала не больше одного концерта в год и только в Лос-Анджелесе, а она не была готова к таким жертвам и ушла от мужа. В четвертый и последний раз Ведищева вышла замуж за эмигранта из Израиля Наима Беджима, с которым живет уже больше 25 лет.
Она мечтала стать звездой американских мюзиклов на Бродвее, но ей это так и не удалось. Аида прошла обучение в колледже искусств, начала выступать на сцене с песнями на английском языке и даже осуществила давнюю мечту – подготовила мюзикл «Шедевр и поющая Свобода», который несколько лет шел на Бродвее, а также дала сольный концерт в Карнеги-холле, но все же широкой популярности за рубежом певица не получила.
Поначалу Ведищева периодически приезжала на родину, но в зрелые годы тяжело переносила перелеты и стала бывать в России все реже. Она и в наши дни остается все такой же энергичной, артистичной и очаровательной. И все такой же оптимисткой, никогда не жалующейся на судьбу. Певица говорит: «Да, мне 80 лет, и что? Пластические операции не делала, хотя могла бы. Но при моих болячках это опасно. Впрочем, я и так всегда нравилась мужчинам. Довольна своей жизнью в США. Я давно дала слово Господу Богу, что до последнего дня буду петь и нести людям радость. Этим я и занимаюсь до сих пор».
Она была не единственной советской певицей, карьера которой внезапно оборвалась: 7 популярных звезд эстрады, которые внезапно исчезли с экранов.