Дама «Рыцарь» Лаура Найт: как банкротство семьи сделало знаменитую художницу Британии
786
просмотров
Хотя в России Лауру Найт знают только любители картин про Вторую Мировую, в Британии она — фигура легендарная. Одна из самых известных художников двадцатого века в своей стране, Лаура проложила в живопись дорогу многим другим девушкам. А ещё — оставила после себя множество выразительных картин, на каждую из пережитых ею эпох.
Лаура Найт

За что же её не любить, если можно любить за всё?

Среди больших любительниц картин Лауры Найт, кстати, официально — кавалерственной дамы, в России немало феминисток. Всё благодаря её женским образам. Во время Первой и Второй мировой войн Лаура картина за картиной фиксировала то, что происходит в тылу — а в тылу развернули трудовой фронт женщины, как заменив ушедших воевать с немцами мужчин, так и освоив занятия, которые были внове для обоих полов, потому что нужны были только на время войны.

Знают Найт и любители балета — она рисовала декорации для знаменитых дягилевских «Русских сезонов», также, как и портреты отдельных балерин, вроде Лидии Лопоковой или Анны Павловой. Хотя любимой темой Лауры всегда были не рафинированные театральные образы, а цирковой народ — ему она посвятила немало рисунков, а ещё нарисовала множество цирковых афиш по заказу.

Этнографы ценят даму Найт за серию зарисовок со стоянок английских цыган — тоже одна из любимых её тем. Кочевых цыган Лаура увидела впервые на конной ярмарке, и возвращалась потом на ярмарку снова, чтобы зарисовать побольше сценок с ними.

Притом послушны были Найт, кажется, вообще любые техники письма и рисования: масло, карандаш, акварель, линогравюра… Меняла она и стиль, знакомясь с новыми течениями в живописи, хотя главенствовал в её творчестве, конечно, импрессионизм. В любом случае, её обожали и заказчики — поскольку она, казалось, может уловить и воплотить любую идею, и простые посетители выставок, и искусствоведы. А ведь когда она была маленькой, мама собиралась воспитать из неё не художницу, а… кружевницу.

Как банкротство одной семьи внесло вклад в живопись Британии

В семье с простой английской фамилией Джонсон было три дочери. На этом всё сказочное в семье Джонсонов кончалось: когда младшая, Лаура, была ещё малышкой, отец бросил жену и детей. Только начинались восьмидесятые годы девятнадцатого века. О возможности матери с тремя малышами на руках вернуться к карьере речи не шло — поскольку до свадьбы она была приличной девушкой и никакой карьеры не делала. Семья перебивалась с хлеба на воду.

Мог бы помочь дедушка, владелец фабрики по производству кружев, но его подкосила некая новая технология их изготовления — он не успел вовремя закупить станков и проиграл в конкурентной борьбе, то есть — обанкротился.

Тем не менее семья жила надеждой возродить семейный бизнес, и ещё совсем девочкой Лауру отправили во Францию, к родственникам, у которых тоже была кружевное предприятие. Предполагалось, что её не только подкормят, но и научат ремеслу. Лауру пристроили учиться в парижское ателье — за что родственники платили из своего кармана — но не прошло и года, как французская родня обанкротилась тоже. Девочке пришлось возвращаться в Англию. Из милости её в ученицах никто держать не собирался.

Пришлось что-то срочно придумывать. Мама Лауры срочно приискала место себе в Ноттингемской школе искусств — на полставочки, и это дало ей возможность записать туда же Лауру как подмастерье, несмотря на то, что девочке едва исполнилось тринадцать. Британская живопись ещё не знала, но это был поворотный момент в её истории. Лаура не только помогала профессорам, но и при любой возможности посещала занятия обычных платных студентов.

Студенты, впрочем, не очень были рады странной девочке, которая крутилась под ногами. Только на второй год обучения (или работы) Лауре повезло — один из юных художников, семнадцатилетний Гарольд Найт, разрешил ей постоянно стоять рядом и копировать его работы.

Несколько лет они стояли рядом и вместе ходили на пленеры. Девочка превращалась в девушку, и удивительно ли, что однажды Гарольд это заметил и начал за ней ухаживать — а Лаура ответила на ухаживания? В итоге она получила фамилию Найт — «Рыцарь», и эта фамилия оказалась пророческой. Через много лет Лаура получила титул кавалерственной дамы — аналога рыцаря — за свой вклад в британскую культуру. А пока она просто обрела друга и соратника на ближайшие пятьдесят восемь лет. Нет, это не произошло стремительно. Когда Лаура выходила замуж, ей было двадцать шесть, жениху — тридцать. Впрочем, раньше в их кругах жениться считалось и неприличным.

И проснулась знаменитой

Чуть ли не о каждом новом этапе в живописи Лауры Найт критики говорили: «И это сделало её знаменитой». Она рисовала жизнь английских рыбаков — и эти картины заметила публика. Она рисовала детей, играющих на пляже в Корнуолле (сюжет, понравившийся как покупателям, так и Королевской академии искусств) — и это сделало её продаваемой. Она рисовала лагерь солдат Первой мировой — и это обратило на неё внимание заграничной публики.

Дягилевские балеты. Цирк. Цыгане. Женщины, укладывающие дирижабль или осваивающие — после жизни в городе — науку выращивать хлеб и овощи в деревне. Нюрнбергский процесс. Портрет принцессы Елизаветы. Декорации Королевского театра имени Шекспира. Декорации для гастролей балета Большого театра. Снова и снова что-то делало её знаменитой.

Так она и умерла знаменитой. В девяносто два года. Кавалерственной дамой. Неплохо для девочки, которую готовили в кружевницы, правда?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится