«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера: «Мона Лиза Севера»
439
просмотров
«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера более двух столетий ждала внимания искусствоведов и коллекционеров.

Гений, затерявшийся среди гениев

Сегодня Ян Вермеер Делфтский наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из наиболее почитаемых нидерландских художников. Однако при жизни он находился в тени других мастеров. За свою короткую жизнь (он скончался в 43 года) Вермеер успел написать, предположительно, 45 картин, из которых чуть более 30 известны сегодня. Более 200 лет он оставался вне интереса коллекционеров, арт-дилеров и художников, а его полотна приписывали другим живописцам. Лишь в 1860-х Вермеера заново открыл Густав Вааген.

Наши знания о жизни Вермеера крайне скупы. Дата его рождения неизвестна, традиционно отсчёт его земных лет начинается с крещения — 31 октября 1632 года. Отец Вермеера был ткачом, который примерно к 1630 году переквалифицировался в продавца произведений искусства. Вероятно, наблюдение за его работой помогло Вермееру развить художественный вкус. Однако арт-бизнес шёл не очень хорошо: после смерти отца в 1652 году семья была вынуждена отказаться от наследства — так непомерны были долги.

Неизвестно, у кого Вермеер учился живописи. Исследователи отмечают, что он был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом, а потому мог учиться у одного из них. Влияние на живописца мог оказать и Карел Фабрициус, последователь и ученик Рембрандта. Как бы то ни было, в 1653 году Вермеер вступил в гильдию художников в Делфте, где поддерживал контакты с другими мастерами, в частности с Питером де Хохом и Франсом ван Миерисом.

«Сводница», 1656. Предположительно, мужчина в чёрном — Вермеер.

Его ранние картины написаны под влиянием утрехтских караваджистов. В поздних же работах Вермеер идеализировал домашний мир, занятый преимущественно женщинами, чьи позы, поведение и в некоторых случаях выражение лица предполагают внимательное изучение и сочувствие. Его композиции в основном вымышленные. На полотнах мы видим чаще всего одну или две фигуры (преимущественно женские) в скрупулёзно выписанном интерьере, они занимаются чем-то повседневным, рутинным: разливают молоко, открывают письма, спят, музицируют, общаются с гостями и слугами.

«Бокал вина», ок. 1658−1660.

Так, например, на картине «Молочница» (самой известной и коммерчески успешной при жизни художника) девушка сконцентрирована на своей работе. Всё на этом полотне, кроме бегущего молока, находится в состоянии абсолютного покоя. Вермеер изображает женщину подобной статуе, тем самым возвышая комнату до своего рода храма. Предваряя пуантилистов, художник с помощью сотен точек передаёт игру света.

«Молочница», ок. 1658 г.

В 1653 году Вермеер женился на Катарине Болнес. Ради этого брака художнику пришлось отказаться от идей кальвинизма и принять католичество. По всей видимости, на смене конфессии настояла мать невесты Мария Тинс, женщина богатая и богобоязненная.

«Аллегория живописи», 1666/1668.

Его постоянными заказчиками была небольшая группа коллекционеров в Делфте, в частности пекарь Хендрик ван Буйтен, хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус и Питер ван Рейвен. При этом остаётся тайной, писал ли он под конкретные заказы или меценаты покупали готовые произведения. Хотя имя художника было известно за пределами его родного Делфта, в том числе в Гааге, Антверпене и Амстердаме, слава его несравнима с другими художниками, которые писали сотни полотен и широко распродавали их. Вермеер же писал по два полотна в год. Вероятно, за них неплохо платили, иначе как бы художнику удалось прокормить своих 11 детей. По другой версии, живопись не была основным источником дохода.

«Спящая девушка», ок. 1656−1657.

В 1672 году Нидерланды вступили в войну в Францией, арт-рынок замер. Финансовое положение Вермеера заметно ухудшилось. Чтобы выручить хоть что-то, приходилось продавать картины за бесценок. Художник скончался в декабре 1675 года, оставив жену с 11 детьми на руках.

«Вид Делфта», 1660/1661.

«Девушка с жемчужной серёжкой»

Молодая женщина смотрит на нас через плечо. Она слегка склоняет голову набок, её серо-голубые глаза, в которых играют блики света, смотрят на зрителя, влажные губы слегка приоткрыты. На её голове тюрбан, собранный из двух кусков ткани, синего и жёлтого. Единственное украшение, которое мы видим, — большая жемчужная серьга. Она чересчур велика и похожа скорее на имитацию из стекла либо фантазию живописца. Вермееру понадобилось всего два мазка белой краски, чтобы написать эту жемчужину.

«Девушка с жемчужной серёжкой», 1665

Сегодня это одна из самых известных картин Вермеера. Это не портрет в классическом смысле, но изображение типажа, персонажа. В пользу этого говорит отсутствие отличительных черт (не видно ни родинок, ни шрамов, ни веснушек). Вермеер предлагает нам сосредоточиться на игре света, экзотических аксессуарах, мягкости линий и выразительности взгляда.

Используя приём сфумато, художник оставил отдельные области как бы расплывчатыми, а некоторые детали и вовсе упустил. Одежда изображена довольно схематично, при этом ясны различия в текстурах. Для написания экзотического тюрбана он использовал драгоценный пигмент ультрамарин.

Свет играл центральную роль в творчестве Вермеера. Не стала исключением и эта работа: мы видим тёплый рассеивающий свет на щеке, искрящиеся блики в глазах, мерцание на влажной нижней губе. И, конечно же, то, как жемчужина отражает свет.

Многие годы эта картина была неизвестна широкой аудитории. Только в 1881 году она была выставлена ​​на аукционе в Гааге. Полотно заинтересовало коллекционера Виктора де Стюрса, который узнал кисть Вермеера. Его друг Арнольдус Андриес де Томб приобрёл шедевр за смешные деньги, а после смерти коллекционера картина перешла в коллекцию музея Маурицхёйс.

Первым, кто оценил полотно, стал искусствовед Авраам Бредиус. Он писал: «Вермеер затмевает всё остальное; голова девушки, смоделированная настолько великолепно, что почти забываешь, что смотришь на картину».

«Портрет молодой девушки», ок. 1665−1667.

Вермеер после Вермеера

У художника не было ни учеников, ни прямых последователей. Однако два с половиной столетия спустя появились многочисленные подделки Вермеера. Связано это в том числе и с тем, что искусствоведы долгое время вели отчаянные поиски неизвестных картин мастера, а потому с охотой приняли предложенные фальшивки.

Подделка, выполненная в 1925 году
Подделка, выполненная в 1930—1940-е гг.

Самым известным мошенником был Хан ван Мегерен. Он сумел ввести в заблуждение как частных коллекционеров, так и искусствоведов (что было не так и сложно, если учесть, что о наследии Вермеера в то время были очень смутные представления). Одним из клиентов ван Мегерена был Герман Геринг — во время Второй мировой войны он обменял 137 картин из своей коллекции на одну фальшивку. Это чуть не стоило художнику жизни: его обвинили в коллаборационизме и грозили смертной казнью. Чтобы избежать наказания, мошенник во всём сознался. Надо ли говорить, какой поднялся переполох — к тому времени в списке клиентов ван Мегерена были не только частные коллекционеры, но и музеи.

Х. ван Мегерен в мастерской.
Х. ван Мегерен «Христос в Эммаусе», 1937.

Ван Мегерена приговорили к году тюремного заключения, где художник скончался после двух сердечных приступов. Сумма ущерба превысила 30 млн долл. в деньгах 1967 года.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится