![Доходный дом Лидваль: какие тайны хранит самое помпезное здание, построенное 100 лет назад в Петербурге](https://homsk.com/upload/media/posts/2020-09/13/dohodnyy-dom-lidval-kakie-tayny-hranit-samoe-pompeznoe-zdanie-postroennoe-100-let-nazad-v-peterburge_1599953171-b.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-0-1599953171.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-1-1599953171.jpg)
Дом для матери
Территория в начале Каменноостровского проспекта, на которой на рубеже XIX-XX веков был возведен знаменитый дом, много раз меняла хозяев. В конце прошлого столетия ее купил Яков Кокс, объединив располагавшиеся здесь ранее два участка в один, и вскоре продал эту землю в кредит Иде Лидваль – матери выдающегося питерского зодчего. Архитектор Федор Лидваль, который по праву считается отцом петербургского модерна и мастером так называемого северного модерна (стиля, получившего распространение главным образом в скандинавских странах), лично спроектировал этот доходный дом для своей матери.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-3-1599953171.jpg)
Интересно, что здание на Каменноостровском проспекте было первой самостоятельной постройкой Фёдора Лидваля. И, надо сказать, этот первый опыт оказался более чем удачным. Кстати, дом расположен не на красной линии, а как бы уходит вглубь.
До самой смерти Ида Лидваль прожила в этом доме (она скончалась за два года до революции), в квартире №18. А в квартире №23 жил сам великий архитектор – вплоть до своей эмиграции в 1918 году.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-5-1599953171.jpg)
Отец петербургского модерна
Считается, что именно Фёдор Лидваль определил архитектурный облик Петербурга начала прошлого века, и по значимости этого выдающегося мастера, пожалуй, можно сравнить с Шехтелем – отцом модерна московского.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-7-1599953171.jpg)
У дома Лидваль несколько корпусов с разным числом этажей, объединенные курдонером, причем один из корпусов представлял собой фактически семейный особняк Лидвалей с апартаментами.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-9-1599953171.jpg)
Здание отделано натуральными материалами разной фактуры (цоколь – из красного гранита, этажи облицованы горшечным камнем, керамикой, штукатуркой). У этого необычного для начала прошлого века здания нет строгой симметрии, к тому же, у него странная форма окон. Необычны затейливые оконные проемы, некоторые из которых венчают арки и наличники, а также балконы и эркеры.
При взгляде на дом с близкого расстояния сразу бросается в глаза буква L на кованых перилах – по фамилии первоначальных владельцев – Lidvall.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-11-1599953172.jpg)
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-12-1599953172.jpg)
Как истинное здание в стиле модерн доходный дом Лидваль изобилует невероятными декоративными элементами. Тут и совы, и зайцы, и птицы, и ветви, и много других интересных образов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-14-1599953172.jpg)
От Каменноостровского проспекта дом отделен изысканной кованой решеткой, которая установлена на столбах, выполненных из финского гранита. Пилоны-фонари у ворот – тоже гранитные.
В парадных дома изначально были установлены камины из мрамора и с изразцами. Интересно, что при такой затейливой планировке в комнатах доходного дома не было острых либо тупых углов.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-16-1599953172.jpg)
В доме были все атрибуты, необходимые для современной жизни: электричество, водяное отопление, прачечные и гладильные. Во дворе располагались конюшни. Были предусмотрены комнаты для швейцаров, дворников (некоторые из них по сути выполняли роль охранников) и так далее.
Что касается жильцов, заселившихся в квартиры, то среди них было немало выдающихся ученых, финансистов, деятелей искусств.
После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. И, конечно же, этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.
Жить здесь престижно и сейчас
После революции квартиры доходного дома были оборудованы под коммунальные, сюда заселили простых людей с окраин города. Некоторым прежним жильцам позволили остаться (и, конечно же, при этом потесниться), но были и те, кого выселили, причем, увозить с собой мебель, картины, предметы интерьера выезжавшим не разрешалось.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-19-1599953172.jpg)
Согласно сохранившимся документам, в квартире покойной Иды Лидваль поселили А.С. Коровина с женой и дочерьми и А.А. Антипова. Комнату, в которой находились вещи Иды Лидваль, закрыли и опечатали. В 1930-40-х годах в квартире №18 жил композитор и музыковед Валериан Богданов-Березовский.
В советские годы в этом доме также жили известные люди своего времени – ученые, деятели искусства, переводчики. Кроме того, в здании располагались различные организации.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2020-09/13/26988-entry-21-1599953172.jpg)
Сейчас в доме Лидваль, как и в дореволюционные времена, живут обеспеченные люди. Квартиры здесь стоят дорого, ведь, помимо того, что здание расположено в самом центре Питера в непосредственной близости от метро, жилищные условия тут тоже неплохие. В доме отличная шумоизоляция, высокие потолки, большие окна, светлые просторные помещения. Да и квартир немного: в каждой парадной (подъезде) всего лишь около десятка.
Кстати, любителям открывать для себя интересные здания города на Неве будет наверняка интересно узнать, чем знаменита единственная сталинская высотка в Питере и какое отношение к этому зданию имел Виктор Цой.