1. Ярославский вокзал
Ярославский вокзал - один из девяти вокзалов Москвы. Он имеет самый высокий транспортный поток среди всех московских вокзалов, обслуживающих в основном восточные направления, в том числе Дальний Восток России. Ярославский вокзал - это отправная точка Транссибирской магистрали, самой длинной в мире. Железнодорожный вокзал был назван в честь древнего первого крупного города Ярославля, расположенного вдоль этой железной дороги.
На старой фотографии можно увидеть первое здание Ярославского вокзала, построенного в 1862 году. Позже он был заменён зданием Шехтеля, возведённым в стиле неорусского Возрождения в 1902-1904 годах. Новый железнодорожный вокзал несколько раз подвергался реконструкции и некоторым изменениям. И несмотря на то, что ему отчасти удалось сохранить основные черты русской архитектуры, он представляет собой смесь сказки и стиля модерн.
2. Дом Степана Рябушинского
Это первое здание Федора Шехтеля, мастера московского модерна, в котором в полной мере проявился его индивидуальный стиль. Он был построен для Степана Рябушинского, одного из богатейших московских купцов.
Особняк - яркий пример нового типа жилища. Несмотря на обилие замысловатых украшений, он отличается элегантной простотой. Широкая полоса мозаичного фриза изображает цветочные орхидеи. Видимо, этот мотив выбрал сам Шехтель. И эти гигантские орхидеи напоминают огромную клубнику на фасаде Ярославского вокзала. Несмотря на внушительные размеры, изображение становится чётким только тогда, когда вы приближаетесь. Издалека изображение выглядит как орнамент из разноцветных пятен, создающих эффект мерцания. Кроме того, в мозаике есть кусочки золотой смальты, благодаря которой перелив и блеск усиливаются в солнечную погоду.
Как только вы входите в вестибюль, вас встречает ломающийся волновой узор пола, продолжающий тему фасада. В самом центре дома находится главная лестница: мощная, изгибающаяся морская волна, над которой возвышается лампа в виде радужной медузы, придающей дому атмосферу волшебного подводного царства.
3. Гостиница Метрополь
Именно Савва Мамонтов задумал построить этот первоклассный европейский отель и объединить его с многофункциональным культурным центром. Он решил объединить в нём смесь магазинов, большой художественный выставочный зал, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад с ледовым катком, Русский камерный ресторан и Большой оперный театр. В результате отель теперь демонстрирует блестящий синтез искусства под одной крышей и под открытым небом.
Майоликовые панно появились на фасадах зданий в конце 1900-1901 годов. Самое крупное из них – «Принцесса грёз» Михаила Врубеля. Тема панно взята из поэтической пьесы Эдмона Ростана. Это подходящий выбор, который отражает общее настроение модерна: прекрасная принцесса предстаёт перед умирающим рыцарем. В её лёгком силуэте мы видим черты будущей жены Врубеля - Забелы, которая часто смотрит на нас с его картин.
В 1901 году панно Александра Головина украсили отель. Мы видим и греческие, и египетские мотивы. Головин был театральным художником, и нельзя не заметить игривого, почти карнавального стиля его панно, отлично вписавшегося в здание.
Раньше здание окружала тёмная майоликовая полоса со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда строишь себе дом, замечаешь, что чему-то научился». К сожалению, только часть этой надписи ещё можно увидеть.
4. Дом Арсения Морозова
Этот особняк представляет собой сочетание арт-нуво и португальского Нео-Мануэлина. Арсений Морозов, племянник Саввы Мамонтова, получил участок под дом в подарок от матери. Архитектором этого проекта был Виктор Мазырин. Он создал это здание в русском стиле. Но Арсений решительно отверг его. Более того, будущий владелец никак не мог решить, чего он хочет. В результате заказчику и архитектору пришлось отправиться в долгое путешествие - через Париж, Мадрид и Португалию. В результате был создан «самый необычный дом в Москве».
По-видимому, Мазырин позаимствовал ракушки на фасаде у главной достопримечательности испанского города Саламанки - знаменитого дома с ракушками - Каса-де-лас-Кончас, который относится к готическому стилю. А мозаика внутреннего дворика придаёт ему довольно античный вид.
В конце концов, современники Мазырина посмеялись над особняком и назвали его «домом дурака». Существует даже городская легенда, что, когда Варвара Морозова, мать хозяина, увидела здание в первый раз, она заключила: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать». Однако в наши дни многие люди останавливаются, чтобы сфотографировать дом, прогуливаясь по городу.
5. Доходный дом Перцова
Доходный дом Перцова - одно из самых известных зданий Москвы. Дом является воплощением модерна и неорусского стиля. Издалека он кажется чрезвычайно сказочным и сложным. Чета Перцовых, Пётр и его жена Зинаида, строили его в первую очередь для себя и в соответствии со своими вкусами и потребностями.
Фасады дома Перцова - это набор символов и орнаментов. На панно изображены солнце, медведь, сражающийся с быком, гигантские фантастические цветы и птицы. Некоторые рисунки почти дословно повторяют рисунки финского художника Аксели Галлена. Эти майоликовые панели служат частью декора и выполняют задачу сделать дом сказочным.
6. Витебский вокзал
Витебский - самый первый в России железнодорожный вокзал. Одноэтажное деревянное здание появилось в 1837 году и стало первой железной дорогой в России, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село (место учёбы Александра Пушкина).
Стиль модерн появился в 1900-1904 годах. Проект включал в себя необычную для того времени архитектуру, в том числе обилие металла. Все стены богато украшены: с левой стороны - часовая башня, с восточной – рельефные совы, а также колонны в римском стиле.
Здание вокзала - одно из первых общественных зданий в стиле модерн. Его открытие было встречено с энтузиазмом, и он до сих пор остаётся одной из главных достопримечательностей города.
7. Санкт-Петербургская Мечеть
Мусульманское население Санкт-Петербурга существовало с первых лет основания города (1703 год). Однако только в XIX веке власти дали общине разрешение на сбор средств для строительства мечети. Прошло ещё четверть века, прежде чем эти планы стали реальностью.
В качестве прототипа архитектор Николай Васильев использовал Мавзолей Гур-Э-Амира в Самарканде (начало XV века). В результате из всех сооружений Санкт-Петербурга в стиле модерн Соборная мечеть является наиболее заметным архитектурным акцентом.
Необычный силуэт с бирюзовым куполом и высокими минаретами решительно врывается в панораму берегов Невы. Доминирующей композицией является купол с его сверкающими фарфорово-голубыми орнаментами, а хитросплетения деталей просто не поддаются описанию, делая здание поистине уникальным.
8. Дом Алексея Нуйчева
Архитектор этого здания Михаил Квятковский получил заказ на дом в 1902 году от Самарского подрядчика Алексея Нуйчева. В здании размещалось учебное заведение - гимназия сестёр Харитоновых. Сегодня это техникум. Здание было богато украшено цветами, бабочками, вьющимися лентами, разнообразными завитушками и даже слонами.
В конце 1980-х годов началась реставрация дома, и большое количество декоративных элементов было снято и отправлено на реконструкцию (в том числе почти все слоны). Однако проект столкнулся с трудностями, и все эти детали были утеряны. К сожалению, никто не продолжил реставрацию.
9. Гранд-Отель Самара: Жигули
Первый вариант трехэтажной гостиницы «Гранд-Отель Самара: Жигули» был построен из кирпича и имел оштукатуренный фасад, характерный для конца XIX века. Он появился в своём нынешнем виде в стиле модерн в 1909 году. По просьбе его тогдашней владелицы, купчихи Елизаветы Субботиной, фасад и интерьеры были реконструированы в стиле модерн Михаилом Квятковским (тем самым человеком, который отвечает за проект здания Доходного дома А. Ф. Нуйчева).
Интересный факт: Федор Шаляпин, известный русский оперный певец, остановился в гостинице в 1909 году и с тех пор, там есть номер названный в честь него.
10. Игорный дом Александра Троицкого
Люди называли это здание «шахматным домом». Это было первое и долгое время единственное здание в стиле модерн в Нижнем Новгороде. Хозяин дома, Александр Троицкий, любил азартные игры, но предпочитал делать ставки исключительно на шахматы. Однажды он проиграл все свои сбережения известному русскому шахматисту, гроссмейстеру Михаилу Чигорину. Однако, действуя благородно, Чигорин вернул Троицкому всё до последней копейки, но взял с него обещание прекратить играть в шахматы.
В память о Чигорине Троицкий приказал построить на крыше дома скульптурную композицию из двух авгуров с львиными головами. Головы, кажется, склоняются над шахматной доской, обдумывая свой следующий ход.
Крыльцо напоминает форму подковы. Троицкий считал его талисманом для игроков, приносящим им удачу. Кроме того, окна игорного зала были обращены на запад для удобства шахматистов: так что даже вечером они могли пользоваться дневным светом.
Сегодня этот исторически ценный образец русского модерна находится в критическом состоянии. Поэтому его придётся снести и отстроить заново. Итак, только время покажет, будет ли новый Шахматный дом точной копией оригинала.
Россия – страна с богатой историей, хранящая в себе множество тайн, интриг, исторических памятников и значимых мест. Впрочем, она также может похвастаться величественной архитектурой, вызывающей восторг, удивление и сотню вопросов. Исключением не стал и дождливый Петербург с его столетним помпезным домом, построенным для элиты.