Джон Констебл не добился финансового успеха на родине. Диким пейзажам и руинам, популярным в то время, он предпочитал виды мельниц, мирных полей и крестьянских повозок. Прохладно принятый английскими критиками, он получил высокие оценки французских живописцев.
Биография Джона Констебля
Джон Констебл родился летним днем, 11 июня 1776 года, в семье богатого мельника. Судьба не предназначала ему путь в искусство. Слабое здоровье старшего сына заставило отца возложить ответственность за бизнес на младшего — Джона. Он получал образование в хорошей школе, закончив обучение, работал на отцовской мельнице до тех пор, пока дядя не взял семейный бизнес в свои руки.
Первые юношеские этюды родились во время путешествий по окрестностям. Но больше всего на будущего живописца повлиял «Пейзаж с Агарью и Ангелом» Клода Лоррена (Claude Lorrain), увиденный в коллекции Джорджа Бомона (George Beaumont).
На рубеже веков Джон Констебл стал просить отца отпустить его в столицу для поступления в художественную Академию. Возражений не последовало, старший Констебл даже снабдил сына деньгами, чтобы тот смог обустроить жизнь в Лондоне.
Джон Констебл признавался, что в начале своей творческой деятельности довольно часто подражал другим мастерам. Чтобы найти свою стезю, он посетил юго-восточные порты, побывал в Озёрном крае, делал много набросков. Ему хотелось изображать не руины, а простые сельские виды. Двигаясь против моды своего времени, он зарабатывал мало. Ради денег художник пытался писать портреты, но и они не принесли ему богатства и славы.
В 1811 году Джон Констебл начал ухаживать за Марией Бикнелл (Maria Bicknell), но суровый дед Марии, местный пастор, воспротивился браку из-за бедности художника. Лишь через несколько лет, когда родители Джона умерли, оставив ему треть всего состояния, пастор смягчился. В 1816 году влюблённые поженились.
Зарабатывать своим творчеством Джону Констеблю долгое время не удавалось. Он оставался создателем сельских сцен. Но именно они принесли успех: в 1821 году его «Телега для сена» заинтересовала французского живописца Теодора Жерико (Theodore Gericault). Тот пригласил пейзажиста во Францию. На парижском Салоне 1824 года «Телега для сена» получила золотую медаль.
Заграница приняла его тепло. Знаменитый французский художник Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) оценил его цветопередачу и переписал фон «Резни на Хиосе». Но, несмотря на успех, Джон Констебл отказался путешествовать ради продажи своих работ. Он предпочёл бедность дома богатству на чужбине.
Счастливый брак Джона Констебля продолжался до 1828 года. Жена умерла после рождения седьмого ребёнка. Художник остался безутешен, больше он так и не женился, а остаток жизни провёл в трауре. Это не помешало ему истратить двадцать тысяч фунтов из наследства супруги на изготовление эстампов. Денег на этом заработать не удалось.
В возрасте пятидесяти пяти лет, в 1831 году, Джон Констебл стал инспектором Академии художеств. Ещё через шесть лет, 31 марта 1837 года, он умер. Похоронен живописец в одной могиле с любимой супругой.
Самые известные картины Джона Констебля
Картины Джона Констебля подчиняются правилам, которые он сформулировал: первое — на одном воображении не создашь шедевр, второе — великие художники никогда не выходили из самоучек.
Самые известные работы живописца:
- «Автопортрет» (1806) — единственное произведение, не вызывающее споров об авторстве, написано при помощи зеркал.
- «Белая лошадь» (1819) — предваряет серию масштабных работ автора. Ширина картины больше 1,8 метра.
- «Вид на собор в Солсбери из епископского сада» (1823) — изображению средневекового собора предшествовало много набросков, наблюдений, исследований местности. Сейчас — это одна из любимых англичанами картин.
- «Замок Хэдли. Устье Темзы — утро после штормовой ночи» (1829) — изображает бурное состояние природы. Автор много изучал атмосферу, даже делал заметки на обратной стороне эскизов, записывая время дня, направленность солнечных лучей.
- «Стоунхендж» (1835) — одна из последних работ. Считается, что мистические руины и оптические явления (двойная радуга) появились в его работах после смерти жены.
Джон Констебл внёс значительный вклад в развитие английской пейзажной живописи. Местность, которую мастер чаще всего изображал в своих произведениях, названа в его честь «Краем Констэбля» (Constable Country).