Джованни Лоренцо Бернини: величайший скульптор и архитектор Италии эпохи Барокко
1,313
просмотров
Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; родился 7 декабря 1598 года — умер 28 ноября 1680 года) — величайший итальянский скульптор и архитектор XVII столетия, основоположник барокко в зодчестве. Биография Джованни Бернини тесно переплетена с католической церковью, именно по заказам Святого престола гениальный мастер создал большинство уникальных шедевров своего творчества.
Джованни Лоренцо Бернини. Картина «Автопортрет», 1623

Джованни Лоренцо Бернини был весьма разносторонним художником, который не только добился всеобщего признания в качестве градостроителя, но и обладал многими другими талантами в сфере искусства. На протяжении всей жизни он находил время для написания живописных картин, рисунков и комедийных пьес, участвовал в театральных постановках, проектировал сложные сценические машины, создавал оригинальные предметы декора и уникальные переносные сооружения для карнавальных и похоронных процессий.

Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Проклятая душа», 1619

Биография Джованни Лоренцо Бернини

Джованни Лоренцо Бернини появился на свет в Неаполе 7 декабря 1598 года. Его отец Пьетро был достаточно востребованным скульптором — последователем маньеризма. В многодетном семействе Джованни был шестым ребенком из тринадцати отпрысков, его художественные способности проявились очень рано.

Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Похищение Прозерпины», 1622

Уже в восьмилетнем возрасте будущий скульптор впервые посетил Рим, куда его отец часто ездил, чтобы представить заказчикам готовые проекты. В столице Италии на талант юного Бернини обратили внимание многие влиятельные люди, в том числе живописец Аннибале Каррачи (Annibale Carracci) и действующий римский папа Павел V. А главным покровителем будущего маэстро стал страстный меценат и по совместительству кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese).

Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Апполон и Дафна», 1625

Среди юношеских работ Бернини особо выделяются эмоциональные бюсты и садовая скульптура Амалфея, созданные для своего покровителя. Уже к 22 годам Джованни стал весьма известным скульптором и даже получил заказ на изготовление бюста понтифика Павла V.

Джованни Лоренцо Бернини. Архитектура. Балдахин собора Святого Петра, 1644

Но настоящая слава к Бернини пришла в период с 1619 по 1625 гг. после создания 4-х скульптур на мифологическую тематику, которые в наши дни украшают экспозицию римской галереи Боргезе. В своих работах художник сумел объединить гармонию Ренессанса и динамику маньеризма, чем возвестил миру о рождении нового стиля — барокко. Шедевры Бернини переполнены драматичным реализмом, гениальный скульптор с удивительной достоверностью воплощал в камне натуральные формы и глубокие эмоции, переживаемые персонажами.

Джованни Лоренцо Бернини. Архитектура. Дворец Барберини, 1633

После избрания римским папой Урбана VIII, молодой 25-летний художник стал ведущим архитектором храма Святого Петра и получил множество назначений на престижные должности в свите понтифика. Кроме прочего, Бернини доверили заботы по оформлению внутреннего убранства главного храма католиков, где гений зодчего проявился в полной мере. Созданный мастером киворий над гробницей библейского апостола обошелся папе римскому в астрономическую сумму 200 000 скуди, но шедевр скульптора стоил этих огромных денег.

Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Фонтан четырех рек», 1651

В 1630-х годах Бернини приобрел славу лучшего скульптурного портретиста Европы, а его заказчиками стали многие влиятельные особы Старого Света. В числе лучших работ мастера можно отметить бюсты:

  • всемогущего французского кардинала Ришелье;
  • итальянского герцога Франческо I д’Эсте;
  • британского монарха Карла I и его супруги Генриетты.
Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Экстаз святой Терезы», 1652

Смерть Урбана VIII в 1644 году нисколько не изменила жизнь скульптора. И при Иннокентии Х, и при Александре VІІ, Бернини оставался главным зодчим папского престола. Он получал огромное количество заказов и до конца дней не испытывал нужды и горя. Женившись на Катерине Тецио в 1639 году, художник обрел счастье и в личной жизни. Он стал отцом одиннадцати детей, среди которых стоит особо выделить сына Доменико — автора подробной биографии гениального мастера.

Джованни Лоренцо Бернини. Архитектура. Соборная церковь Санта-Мария-Ассунта, 1663

В 1665 году по приглашению Людовика XIV Бернини отправился во Францию, чтобы завершить отделку внутреннего убранства Лувра. Но монарху не понравились идеи гениального итальянца и сотрудничество закончилось ничем. По возвращении в Италию Джованни Лоренцо продолжал творить в области зодчества и градостроительства вплоть до самой своей кончины 28 ноября 1680 года.

Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура «Бюст Людовика XIV», 1665

На могиле великого художника в уютной римской церквушке Санта-Мария-Маджаре нет грандиозного монумента. Ее украшает скромная латинская эпитафия на плитке в полу, а в ней говорится, что здесь с миром покоится Giovanni Bernini. Но имя гениального зодчего навсегда останется в сокровищнице мировой культуры.

Джованни Лоренцо Бернини. Могила Бернини в церкви Санта-Мария-Маджоре

Самые известные работы Джованни Лоренцо Бернини

Десятки, если не сотни, знаменитых работ Джованни Лоренцо Бернини по праву считаются шедеврами итальянского искусства эпохи Барокко. Среди них сложно выделить самые значимые, но отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:

  • Цикл мифологических скульптур Enea, Anchise e Ascanio fuggitivi da Troia, il Ratto di Proserpina, il David и l'Apollo e Dafne (1619-1625) — шикарный образец раннего творчества маэстро. По признанию большинства критиков именно этот цикл открыл эру Барокко в европейском искусстве.
  • Скульптурная алтарная группа в церкви «Экстаз святой Терезы» (1645—1652) — лучшая работа Бернини по его личному признанию. Эта композиция мастера переполнена священным эротизмом, драматизмом и динамичностью.
  • «Фонтан четырех рек» (1648-1651) — один из наиболее популярных римских фонтанов, строительство которого в период сильного голода было воспринято в штыки большинством горожан. Четыре реки символизируют власть папы римского на четырех континентах (в Европе, Азии, Африке и Америке).
  • Площадь Святого Петра (1656-1667) — место сбора толп верующих, жаждущих увидеть вживую выступления папы римского. Вершина градостроительного мастерства художника, его самый знаменитый шедевр в сфере ландшафтного дизайна.
Джованни Лоренцо Бернини. Архитектура. Площадь святого Петра, 1667

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится