Екатерины II в живописи: как создавались самые известные портреты императрицы
0
1,115
просмотров
Монархи всегда стремились запечатлеть себя в роскошном убранстве, окруженными символами власти и величия, а должность придворного художника таила в себе и соблазны, и опасности. Немало парадных и камерных портретов донесли до нас облик великой русской императрицы – Екатерины II. То, как менялась с течением времени ее внешность и характер, какие наряды она носила и какие занятия предпочитала, отдыхая от государственных дел – рассказывают портреты.

Еще не императрица: работы Георга-Кристофора Гроота

Еще не императрица: работы Георга-Кристофора Гроота Портреты молодой Екатерины.

Ранние портреты Екатерины принадлежат кисти Георга-Кристофора Гроота. Гроот умер в тридцать три года, проработав в России всего восемь лет в числе нескольких других приглашенных в страну зарубежных художников. Молодая Екатерина, еще только предчувствующая свою великую судьбу, выглядит живой, энергичной, непоседливой девушкой. Гроот мало льстил своим заказчикам. Тщательно выписывая драгоценности и регалии, следуя европейской моде, он был беспощадно точен в изображении врожденных черт – и потому даже мягкость письма и тонкие оттенки не скрывают резкости, силы и решительности будущей императрицы.

Коронационные портреты – Стефано Торелли и Федор Рокотов

Коронационные портреты – Стефано Торелли и Федор Рокотов Портрет, написанный Стефано Торелли.

Коронационный портрет, написанный Торелли, известен не особенно широко – и самой императрице не особенно нравился. Чрезмерно декоративный, буквально блистательный – императрица, пусть ее образ строг, а взгляд цепок, теряется среди мехов и бриллиантов. Торелли, уроженец Болоньи и вообще плодовитый на портреты русской знати художник, писал ее и в облике богини Минервы, дарующей награды ученым и живописцам. Полотно это – торжественное, но в то же время невесомое, наполненное аллегориями и в документальном отношении малозначимое.

Екатерина II в образе Минервы.

Каноничный портрет же императрицы из учебников истории, где она предстает перед зрителем в профиль, написан Федором Рокотовым в в Петергофе в 1763-м году, в честь ее коронации. Выбор художника для коронационного портрета казался довольно необычным. Прежде Екатерину писал Иван Аргунов, крепостной художник графа Петра Шереметева, – живописец гораздо более именитый и прославленный. Коронационный портрет был создан Аргуновым по памяти, Екатерина ему не позировала – государыню «побоялись беспокоить». Работа была представлена ей перед отъездом на коронацию и получила сдержанное одобрение. Она отметила, что в целом получилось похоже, выразила желание в дальнейшем позировать лично и взяла портрет с собой в Москву.

Коронационный портрет, написанный Аргуновым.

Рокотову же тогда не было и тридцати. Как и Аргунов, он происходил из крепостных. В его творческом багаже уже значились портреты свергнутого супруга императрицы, но… Но именно Рокотов вошел в число ее любимых художников.

Эталонное изображение императрицы создано Рокотовым.

Он создал не просто образ Екатерины Великой- он создал метафору российского просвещенного абсолютизма. В лице, позе, взгляде и жестах Екатерины сквозит сила и власть, сдерживаемые холодным расчетливым разумом. Однако спустя несколько лет Рокотов, обласканный властью, внезапно разорвал все связи с Академией и уехал в Москву, которая тогда, в отличие от Петербурга, не бурлила от интриг знати. Впоследствии он, впрочем, также написал еще несколько портретов императрицы.

Законодательница

Законодательница Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия.

В храме Богини Правосудия – разумеется, аллегорическом – писал императрицу Дмитрий Левицкий. Идея портрета, возможно, принадлежит архитектору, садоводу и историку Николаю Львову. Екатерина сжигает маковые цветы на алтаре Фемиды – то есть жертвует сном и отдыхом во имя всеобщего блага. У ее ног лежат свитки, где начертаны законы, вместо короны в волосах императрицы – лавровый венок. Этому портрету посвящали стихи, называя Екатерину «российским божеством», Левицкому начали подражать другие художники. По этому же портрету скульптор Федот Шубин в 1790 году выполнил скульптуру «Екатерина II – законодательница».

Портрет Екатерины Великой.

Левицким созданы и другие ее портреты, хотя сравниться по популярности с «Законодательницей» они уже не смогли. Например, в 1782 году – в честь празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол. Тогда же был учрежден орден Святого Владимира, собственно, и изображенный на том же портрете приколотым к горностаевым мехам.

Императрица без мантии и короны

Императрица без мантии и короны Портрет Екатерины II в дорожном костюме.

Во время путешествия в 1787 году живописец князя Потемкина Михаил Шибанов написал портрет Екатерины в дорожном костюме. О ее статусе говорит лишь тускло мерцающий в полумраке орден Андрея Первозванного. Одежда почти лишена отделки, прическа небрежна… Живописец не идеализирует модель - здесь Екатерина уже немолода, она выглядит бледной и уставшей от долгой дороги и государственных дел. Впрочем, этот простой и очень личный портрет ей нравился, и она неоднократно заказывала копии и гравюры с него.

Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте.

А вот императрице едва за тридцать, а в руке у нее обнаженная шпага – «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» кисти датчанина Вигилиуса Эриксена. Это не просто портрет. Это – свидетельство о том дне, когда будущая императрица повела войско из Петербурга в Ропшу, где Петр III добровольно отрекся от престола. Тогда решалась не только ее судьба, но и будущее всей России. Екатерина нередко вспоминала об этом времени, а портрет Эриксена неоднократно копировали, в том числе и в технике гравюры.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке.

Но, пожалуй, самый неформальный портрет Екатерины II создан Владимиром Боровиковским – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». По памяти – поэтому сходство с реальной внешностью императрицы сомнительно, хотя художник, разумеется, видел ее и лично, и на других портретах. Для изображения самой фигуры ему позировала Мария Перекусихина, камер-юнгфрау, фаворитка и просто близкая подруга Екатерины. Простой салоп и чепец, трость, английская левретка у ног – немолодая помещица совершает моцион. Само полотно императрице не понравилось, однако получило широкую известность и популярность. Секрет, должно быть, в том, что видеть монархов обыкновенными людьми – немного странно и по-своему завораживает.

Пусть многие любят порассуждать о возлюбленных великой императрицы, но не чужда была ей и простая женская дружба. Кем они были - те женщины, которым она доверяла свои секреты?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится