Когда говорят о золотом фонде советского кино – фильмах «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих» – обычно вспоминают об их режиссере Эльдаре Рязанове. А ведь все эти киношедевры были созданы им в соавторстве с Эмилем Брагинским, но он всегда оставался за кадром. Из-за чего тонкого лирика и комедиографа обвиняли в отсутствии чувства юмора и пристрастии к «мелким темам» и почему он оказался в тени – далее в обзоре.
Санитарный врач, шахматист и журналист
Они даже свои дни рождения праздновали следом друг за другом: Эльдар Рязанов появился на свет 18 ноября 1927 г., а 19 ноября, на 6 лет раньше, родился Эмиль (Эмануэль) Брагинский. Он был настоящим самородком, ведь литературный талант взрастил в себе самостоятельно, без помощи педагогов и без специального образования. В его семье тоже никто не увлекался искусством – его родители были врачами.
Когда Эмилю было 9 лет, мать ушла из жизни. У отца появилась другая семья, и воспитанием сына он не занимался. Мальчик переехал к старшей сестре в коммуналку, где жили еще 33 соседа. Фактически он был предоставлен сам себе, и классическая литература стала его главной отдушиной. Эмиль еще в школьные годы и сам начал писать стихи и рассказы, но о поступлении в Литературный институт не задумывался – он попросту не знал о существовании такого вуза. В итоге он поступил в медицинский, не доучился, а потом окончил юридический.
Когда началась война, Брагинский отправился на строительство укреплений. Там он получил тяжелую травму, и после этого его отправили в эвакуацию в Душанбе, где Эмиль работал санитарным врачом в военном госпитале. А в свободное время осваивал шахматы, которые стали его новым увлечением. Именно благодаря этому, казалось бы, далекому от литературного творчества, занятию, Брагинский и начал писать.
Он начинал свой путь в качестве журналиста. Однажды Эмиль написал репортаж со Всесоюзного шахматного турнира, его напечатали в газете «Советская Латвия». После этого Брагинский стал внештатным корреспондентом этого издания в московском регионе. Он писал статьи о культуре и о спорте, а первый творческий тандем создал с футбольным комментатором Вадимом Синявским.
В 1946 г. Брагинский стал штатным репортером журнала «Огонек», для которого писал очерки о жизни великих художников. Именно с этого начался новый этап в его карьере. О жизни художника Василия Сурикова он создал историко-биографический сценарий, и эта работа заслужила одобрение в Центральной сценарной студии.
Все это время он продолжал заниматься литературным творчеством, вот только его рукописи часто возвращались из редакций литературных журналов с отказом и отрицательными рецензиями. А вот на «Мосфильме» его талант не остался незамеченным. Его сценарии «Случай в квадрате 45» и «Мексиканец» были приняты в работу и вышли на экраны в 1956 г., а спустя 3 года был снят фильм «Василий Суриков». Однако настоящий успех пришел к сценаристу только после начала его сотрудничества с режиссером Эльдаром Рязановым.
Встреча «отцов» Деточкина, Лукашина и Новосельцева
На момент их первой совместной работы с Рязановым Брагинскому было уже 45 лет, он написал 8 киносценариев и несколько пьес, по которым ставили спектакли в столичных театрах, и успел узнать цену успеха. Спектакль, поставленный по его пьесе «Раскрытое окно» в Театре им. К. Станиславского, пользовался большим успехом у зрителей, которые хохотали над остроумными репликами героев.
А вот критики разнесли автора в пух и прах: его обвиняли в отсутствии чувства юмора и пристрастии к «мелким обывательским темам». Тем временем 39-летний Эльдар Рязанов уже успел снять «Карнавальную ночь», «Девушку без адреса», «Гусарскую балладу», но его главные киноработы оставались еще впереди. Именно в соавторстве с Брагинским Рязанов создал свои самые знаменитые фильмы.
Позже Рязанов и Брагинский написали совместную шуточную автобиографию, в которой так рассказывали о начале своего сотрудничества: «Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга – ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов».
Тайна советского Робин Гуда
Когда на экраны вышел фильм «Берегись автомобиля», часто писали о том, что в его основу легли реальные факты из милицейской хроники. Якобы такой современный Робин Гуд действительно существовал. Он угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы», и перечислял вырученные за них средства в детские дома. Именно такую историю авторы слышали и в Москве, и в Ленинграде, и в Одессе. И в каждом из городов «очевидцы» утверждали, что это происходило именно у них.
Спустя годы Рязанов раскрыл тайну: на самом деле эта история оказалась вымышленной. Они с Брагинским занялись поисками реального прототипа, но ни в газетах, ни среди судебных дел не нашли ничего похожего. Но поскольку эта легенда стала очень популярной в народе, и люди в нее искренне верили, авторы решили, что это – отличный сюжет для фильма, и взяли эту легенду за основу сценария. А у главного героя Юрия Деточкина действительно были прототипы: Дон Кихот, Чарли Чаплин и князь Мышкин.
Первый совместный сценарий Брагинского и Рязанова редакторы Кинокомитета не оценили: они не могли понять, Деточкин – положительный герой или отрицательный? Как жулик может быть честным? Тем не менее сценарий запустили в производство. Но тут возникли новые сложности: главного героя писали специально под Юрия Никулина, но артист уехал с цирком на гастроли за границу и не смог участвовать в съемках. И вместо него взяли Иннокентия Смоктуновского, для которого эта роль в итоге стала визитной карточкой.
Двуглавый гений
Позже авторы жалели, что не начали сотрудничать на 10 лет раньше, ведь были знакомы уже давно. Они отлично дополняли друг друга, всегда работали сообща и были абсолютно равноправны в своем творчестве. У них было правило обоюдного вето: каждый из них мог «наложить вето» на любую реплику и сюжетный ход. В результате оставалось только то, что устраивало обоих. Это помогало избежать конфликтов, и за 35 лет работы вдвоем они ни разу не поссорились!
«Писатель Брагинский-Рязанов», как они себя называли, позже создал немало шедевров: «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты». Они встречались практически каждый день и писали по очереди – то у одного дома, то у другого. Ежедневно придумывали по несколько сюжетов и 99 процентов из них браковали. А из оставшегося одного процента получались шедевры.
Основой сценариев часто становились анекдотические случаи, которые происходили в реальной жизни с их знакомыми. Так, например, пьеса «С легким паром!» родилась после того, как им рассказали такую историю: один человек после бани забежал к приятелям, которые что-то шумно праздновали. Они крепко выпили и решили подшутить над уснувшим другом: погрузили его в поезд и отправили в Ленинград. Очнулся он только там. Все остальные приключения героя в другом городе были плодом фантазии Брагинского и Рязанова. Так родился Женя Лукашин.
Вне тандема
Они работали и по отдельности друг от друга. Самостоятельно Эмиль Брагинский написал сценарии для фильмов «Учитель пения», «Почти смешная история», «Суета сует», «Артистка из Грибова», и др. Замыслы тоже рождались из забавных реальных историй. Например, идея сценария «Суеты сует» появилась у Брагинского в загсе, когда заведующая, поздравляя молодоженов, без паузы пару раз сказала гостям: «Сойдите с ковра!»
Сценарист вспоминал: «Я подумал: а что, если рассказать о женщине, которая тысячи раз в году произносит одни и те же фразы: «Дорогие молодожены! Сегодня у вас самый счастливый день… Героиня сценария «Суета сует» Марина Петровна, годами великолепно справлявшаяся с такой ролью, вдруг оказалась в ситуации, к которой она не была подготовлена. Однажды в разгар рабочего дня, когда она находилась, что называется, «при исполнении», вошел ее собственный муж и, с трудом подбирая слова, объявил, что пришел просить развода…».
Последнее слово
После долгого перерыва в совместной работе Брагинский и Рязанов написали вместе сценарий фильма «Тихие омуты». Он был завершен в 1998 г., но его премьеры в 2000 г. Брагинский не увидел. 26 мая 1998 г., вернувшись с женой из заграничного путешествия, сценарист плохо себя почувствовал в аэропорту. Первый сердечный приступ случился у него еще в 1975 г., но тогда он быстро пошел на поправку. К сожалению, на этот раз спасти его не удалось. Он ушел в возрасте 76 лет.