Эмиль Лотяну и Светлана Тома любили друг друга всегда, даже когда расставались. Они никогда не были женаты: эта любовь была свободной и жила, как хотела, совсем как в их главном фильме «Табор уходит в небо».
Эмиля Лотяну называли последним романтиком советского кино. Светлана Тома была живым воплощением слова «романтика». Она должна была прожить совсем другую жизнь, но однажды остановилась подождать автобус на остановке напротив кишиневской киностудии.
Наша Таня громко плачет
Светлане было 17 лет. Тоненькая, симпатичная, совершенно детский взгляд больших глаз, пушистые ресницы… Ассистент режиссера Эмиля Лотяну пробегал мимо и остановился, как вкопанный — так вот кого он искал! Он попросил девушку прийти на пробы. Она не приняла это всерьез, и когда ее попросили прочесть стихотворение, прочла «Наша Таня громко плачет», но Лотяну был тронут, увидел в девушке актерский потенциал и Светлана получила роль в фильме «Красные поляны».
Как говорил Джон Леннон,
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем другие планы».
У Светланы был план поступить на юридический факультет университета. Но кино затянуло, и юриспруденция показалась неинтересным занятием. Хотя было и сложно, на площадке Лотяну не выбирал методов, мог быть жестким, даже грубым. Светлана очень расстраивалась, иногда хотела уйти… Но рабочий день заканчивался, и режиссер становился внимательным, заботливым мужчиной. И главное — он и правда верил в ее талант. Все это было необыкновенно, как в сказке.
Французская фамилия
Лотяну предложил Светлане сменить ее фамилию Фомичева на прабабушкину (прабабушка была француженкой). Светлана Тома — звучало таинственно и красиво. Эмиль говорил, что для будущей кинозвезды такая фамилия как раз то, что надо.
Светлана долго не понимала, что Эмиль за ней ухаживает. Все задушевные разговоры, заботу и даже букеты она считала просто хорошим отношением взрослого мужчины к вчерашней школьнице. Она и сама не заметила, как начался этот роман. Если бы она еще знала, что это — на всю жизнь!
Первый разрыв
Их роман был страстным, со ссорами, обидами, пылкими примирениями. Когда Тома поступила в Ленинградский институт культуры, отношения продолжались на расстоянии. Лотяну оставался ее Мастером, ее мужчиной, и влюбленность мешала отстраниться от ситуации и посмотреть на нее критически. Эмиль мог вспылить на пустом месте, мог играючи навязать чувство вины, заставлял все время беспокоиться за отношения. Впервые они расстались, когда она не приехала в Молдавию на съемки в его фильме. Было так: Светлана уже снималась в Ленинграде, когда пришла телеграмма с вызовом от Эмиля. Конечно, она бросила бы все и помчалась к любимому… но именно этого боялись ее коллеги, боялись, что она сорвет график съемок. Телеграмму с вызовом ей не показали.
Лотяну потом не стал слушать никаких оправданий: с предательницей ему не по дороге.
В его фильме будет сниматься другая актриса, а в его жизни… В его жизни тоже кто-то будет, но точно не Светлана!
Снова рядом
Они не виделись год. Это был долгий год, за который много чего произошло. Светлана окончила институт, вышла замуж за коллегу, Олега Лачина. Новые отношения были удивительно нормальными — без драм, манипуляций, пылких сцен. Родилась дочь. Лотяну с достоинством принял изменения в жизни своей бывшей музы, пригласил ее вместе с мужем сниматься в своем новом фильме. Все шло как надо, кажется, она была счастлива. А потом — беда. Когда дочери было всего полгода, Олег трагически погиб, его ударила лопасть катера, он потерял много крови… Его не спасли.
Светлана не могла спать — стоило закрыть глаза, как она слышала голос мужа.
Олег звал ее. Спасала только работа. И Эмиль. Он снова был рядом.
Табор уходит в небо
Когда Лотяну пригласил Светлану сниматься в своем новом фильме «Табор уходит в небо», она уже не была наивной влюбленной абитуриенткой. Скорее, это была строптивая и уверенная в себе женщина, которая не делала то, чего не хотела. Съемки шли трудно, однажды у Светланы сдали нервы, она уехала. Странно — в этот раз Эмиль ждал, пока она успокоится, роль никому не отдавал. Разговаривал с ней, правда, исключительно через третьих лиц:
«Скажите Светлане, что…».
Фильм прошел с огромным успехом, завоевал множество наград. Было здорово.
К этому времени Тома точно знала, что никогда не выйдет замуж за Лотяну, что это человек не для семейной жизни. Но она знала и то, что никогда с ним не расстанется. Ну, как расстанешься с частью себя? Пусть будет… И так у них и шло всю жизнь: любовь -расставание — любовь — расставание.
Светлана понимала: Эмиль слишком свободен, чтобы его можно было к себе привязать. Этим она его и привязала. Рядом с ним были другие женщины, но потом он всегда возвращался к ней. И когда режиссер заболел раком, Светлана ухаживала за ним, пытаясь облегчить последние дни перед их окончательной разлукой…
После его смерти Светлана почувствовала себя сиротой. Не стало человека, который бесконечно верил в нее и бесконечно ее любил…