Гюстав Буланже (Gustave Boulanger; родился 25 апреля 1824 г. — умер в октябре 1888 г.) — французский художник XIX века, умелый и яркий ориенталист. Картины Гюстава Буланже признаны лучшими образцами академического искусства. Свою творческую брографию он посвятил историческим, мифологическим и романтически-восточным сюжетам.
Гюстав Буланже придерживался классической школы. Он искренне ненавидел импрессионизм, никогда не изменял канонам своего направления. Собственные взгляды он пропагандировал среди многочисленных учеников во время преподавания в знаменитом Институте Франции, объединявшем пять национальных академий.
Биография Гюстава Буланже
Гюстав Буланже — коренной парижанин. Он появился на свет в 1824 году, солнечной весной, 25 апреля. Биографы не указывают, кем были родители художника. Возможно, он вышел из среды обычных горожан. Известно лишь, что в 1838 году он остался сиротой, на попечении у дяди. Именно тот определил юного племянника в студию знаменитого художника и литографа Пьера-Жюля Жолливе (Pierre-Jules Jollivet).
Следующим учителем подростка стал не менее прославленный академист, работавший по направлению исторической живописи, Поль Деларош (Paul Delaroche). Под влиянием школы известных мастеров своего времени сформировалось мировоззрение будущего гения салонного искусства.
Ориентализм заинтересовал молодого Гюстава Буланже после посещения Алжира в 1854 году. Название направления происходит от слова «восточный» (лат. orientalis). Начало ему положило знакомство с культурой Турции, стран Северной Африки. Способствовали интересу французское завоевание Алжира, Египетский поход Бонапарта, развитие европейского колониализма.
Живописцы интересовались экзотическими сюжетами, стилем, мотивами, создавая картины, которые отражали романтизированную восточную жизнь. Особое внимание вызывали гаремы, бани, невольничьи рынки, пустыни, бедуины. Изображали не настоящий Восток, а представление о том, «как у них должно быть». Яркий пример направления — эротическая сценка «После бани», написанная в 1867 году.
Легенды Древнего мира не меньше захватывали Буланже. Значимую награду он получил за картину «Эвриклея первая узнаёт Одиссея», представив её на выставке 1854 года. Высоко оценив талант художника, его командировали за государственный счёт на Апеннинский полуостров, где он два года изучал античную тематику. Наполеон III пришёл в восторг от его произведений, предоставив возможность расписывать собственный дворец. Многие фрески, украшающие интерьеры парижской «Оперы Гарнье» — самого знаменитого в мире театра оперного и балетного искусства, созданным архитектором Шарлем Гарнье (Jean-Louis-Charles Garnier) — тоже принадлежат кисти Гюстава Буланже.
Гюставу Буланже исполнилось 54 года, когда он занял престижное место преподавателя Французского Института. Он воспитал много славных продолжателей классического направления живописи, до конца своих дней сражался против модных веяний импрессионизма.
Умер Гюстав Буланже, прожив 64 плодотворных года, в октябре 1888-го. Точная дата его упокоения неизвестна.
Самые известные картины Гюстава Буланже
Картины Гюстава Буланже поражают разнообразием сюжетов. Он создавал образы знаменитых людей, персонажей древнего эпоса, тщательно прорабатывал масштабные сцены со множеством человеческих фигур, экзотического интерьера и одежды. Наиболее знаменитые из его работ:
- «Фрина» (1850) — изображена реально существовавшая афинская гетера, натурщица древнегреческого скульптора Праксителеса (Praxiteles), живописца Апеллеса (Apelles).
- «Портрет Казимира ле Конте» (1856) — знаменитого французского банкира, предпринимателя, учредителя железнодорожной компании Париж-Орлеан, прославленного экономиста и миллионера.
- «Он — эмир» (1870) — динамичная сценка приезда знаменитого путника на арабском жеребце к бедуинскому жилищу.
- «Возвращение» (1871) — популярная работа мастера, изображающая нелёгкую жизнь бедуинов.
- «Приятный досуг в доме Лукулла» (1877) — посвящена тематике знаменитых лукулловых пиров, ставших нарицательными для обозначения щедрости и изобилия.
- «Рынок рабов» (1882) — известна по многочисленным репродукциям, в том числе, в учебнике истории советского периода. Служила примером безотрадности судьбы рабов.