Икона футуризма: чем прославился Умберто Боччони
1,004
просмотров
Умберто Боччони был знаменитым итальянским художником начала XX века, скульптором-авангардистом, родоначальником и идейным вдохновителем футуризма. Умберто Боччони внес огромный вклад в формирование философии и эстетики движения. Он был одним из создателей «Манифеста футуристической живописи» и лично разработал «Манифест футуристической скульптуры».
Умберто Боччони. «Автопортрет», 1905

Биография Умберто Боччони

Умберто Боччони появился на свет 19 октября 1882 г. в Италии, в городе Реджо-Калабрия. Работа отца требовала частых переездов, и семья следовала за ним. Форли, Генуя, Падуя, Сицилия... В 1901-м юноша отправился в Рим для обучения живописи в Свободной школе обнаженной натуры при Академии изящных искусств.

Умберто Боччони с младых лет отличался мятежным характером, дерзостью суждений и недюжинным интеллектом. Уже в ранних его произведениях явно прослеживается взрывная смесь иронии и ярости, которая позже станет «визитной карточкой» мастера. В автобиографии верный товарищ Джино Северини (Gino Severini) описывал первую встречу с Умберто в 1901 году. Взгляды молодых людей полностью совпадали, оба остро интересовались теориями Ницше, восстаниями, революционной борьбой.

Умберто Боччони. Триптих «Состояния души», картина I «Прощание», 1911

Технику пуантилизма друзья осваивали у художника-дивизиониста Джакомо Балла (Giacomo Balla). В 1902-м году Умберто Боччони направляется в Париж, где увлеченно изучает импрессионизм и постимпрессионизм. Затем посещает Россию, желая получить реальное представление о беспорядках и правительственных репрессиях, после снова едет во Францию. Возвратившись в Италию в 1906-м, начинающий художник берет уроки рисования в Венецианской академии изящных искусств.

Умберто Боччони. Триптих «Состояния души», картина II «Те, кто уходят», 1911Умберто Боччони. Триптих «Состояния души», картина II «Те, кто уходят», 1911

Знакомство с представителями течения, которое станет делом всей жизни Боччони, состоялось в Милане, в 1907-м году. Сильное воздействие на творчество художника оказал Филиппо Маринетти (Filippo Marinetti) — теоретик литературного футуризма и «отец» аэроживописи, создатель «Манифеста» 1909-го года. Умберто Боччони адаптировал его тезисы к изобразительному искусству и 11 февраля 1910-го выпустил «Манифест художников-футуристов», в котором превозносил силу и энергию современной жизни. 8 марта автор зачитал его в туринском театре.

Умберто Боччони. Триптих «Состояния души», картина III «Те, кто остаются», 1911

Первое произведение в истинно футуристическом стиле — «Смех», картина написана в 1911-ом. Художник полностью оказался от приемов импрессионизма и пуантилизма. Чувствуя, что итальянское искусство отстает от французского, что ему необходима свежая струя, Умберто Боччони активно развивает новые идеи и высоко поднимает знамя футуризма, который называли (и продолжают называть) «кричащей живописью».

Умберто Боччони. Картина «Смех», 1911

Живописец возглавил движение и стал его символом. Наконец-то футуризм принял реальную форму. Посетив в 1912-м году парижские мастерские Жоржа Брака (Georges Braque), Константина Бранкузи (Brâncuşi) и студии других авангардистов, он решает попробовать свои силы и в скульптуре.

Умберто Боччони. Картина «Эластичность», 1912

В начале июня 1915-го года Умберто Боччони ушел воевать. 16 августа 1916 года он был сброшен лошадью и растоптан копытами. От полученных травм 17 августа художник скончался.

Умберто Боччони. Картина «Сила улицы», 1911

Гений прожил всего 33 года, но его творчество оказало огромное влияние на искусство XX и XXI веков. Арт-критик New York Times Грейс Глюк назвала Умберто «пылающей кометой» итальянского футуризма. Мастер считал любой рисунок или скульптуру ураганом, вихрем эмоций. Именно он дал толчок новому культурному явлению в Англии — вортицизму (название происходит от слова vortice — «вихрь»). После безвременной кончины лидера никто не взял на себя руководство футуристическим движением, и оно распалось.

Самые известные картины Умберто Боччони

Картины Умберто Боччони соединяют все увиденное и ощущаемое в одно целое. Рваные вихри, грани, фрагменты, необычные формы кружатся в разноцветном калейдоскопе. Движение — вот в чем смысл жизни и творчества мастера. Среди лучших работ:

  • «Сон» (1909) — картина посвящена вечной теме любви.
  • «Три женщины» (1909-1910) — фигуры слева и справа — мать Боччони и сестра Сесилия. Между ними, в центре — Инес, любимая женщина художника.
  • «Город встает» (1910) — в этой картине автор, по его собственным словам, «пытался объединить труд, свет и движение».
  • «Смех» (1911) — реакция публики на произведение сначала была негативной. Один из посетителей выставки даже испортил изображение, проведя пальцем по еще не успевшей высохнуть краске.
  • «Улица входит в дом» (1911) — бешеный ритм современного города передан виртуозно. Здания наклонены вниз, и людей с балконов словно затягивает в водоворот уличных событий.
  • «Динамизм велосипедиста» (1913) — хаотичные линии запечатлели движение. Изображение подобно картинке, которую мы наблюдаем в окно мчащегося поезда.
Умберто Боччони. Картина «Сон (или Паоло и Франческа)», 1909
Умберто Боччони. Картина «Три женщины», 1909-1910 Умберто Боччони. Картина «Город встает», 1910
Умберто Боччони. Картина «Город встает», 1910
Умберто Боччони. Картина «Улица входит в дом», 1911Умберто Боччони. Картина «Улица входит в дом», 1911
Умберто Боччони. Картина «Динамизм велосипедиста», 1913

Изображение скульптуры «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913) помещено на аверс итальянской монеты достоинством в 20 евроцентов.

ерто Боччони. Скульптура «Уникальные формы непрерывности в пространстве» и ее изображение на монете

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится