Илья Муромец, Тарас Бульба и др: 7 положительных героев русской литературы, к которым со временем стали относится негативно
0
684
просмотров
Эти персонажи книг давно вышли за рамки своих произведений и стали героями в самом широком смысле этого слова. Они борются со злом и в их образ вложено представление эпохи о добре, справедливости, благородстве и чести.

Со временем эти понятия обрастают новыми видениями и спецификой, враги получают иные характеристики, меняя правила игры, другими становятся и герои. Неудивительно, что литературные герои прошлых лет для современников могут выглядеть слишком плоскими и наивными, но, вполне вероятно, что в будущем аналогичная участь ожидает и героев нынешних.

Илья Муромец, пролежавший на печи всю жизнь

Илья Муромец, пролежавший на печи всю жизнь Илья Муромец и знаменитый камень на его пути.

Былинный герой, крестьянский сын, был самым популярным персонажем и это, несмотря на то, что по силе он был всего лишь вторым, и уступал богатырю Святогору, но имидж Ильи Муромца куда более продуман. Он не просто самый сильный, он заступник, первый супермен на Руси. Считается, что у Ильи Муромца был прототип – Илия Печерский.

Были о богатыре сложены в 12-14 веках, с учетом ценностей тех времен, а потому и боролся Илья с главными страхами и проблемами тех лет. Лежал богатырь на печи 33 года, но если в иных сказках молодцы валяются от лени, то Илья не вставал из-за болезни. Но калики-перехожие чудесным образом исцелили его и поставили на ноги. Тут же он стал активно вливаться в помощь не только по хозяйству собственным родителям, но и в решение общественных проблем. Уж не понятно как так вышло, что 30 лет лежания на печи лишь только способствовали укреплению мускулатуры, сделав из Ильи настоящего русского богатыря. Так вышло, что по пути в Киев он захватил Соловья-разбойника, который портил жизнь окружающим уже много лет. Илья же это сделал ненароком, чем продемонстрировал, что он не так-то и прост.

Илья обладал богатырским телосложением.

По прибытию в Киев, Илья Муромец вступает в дружину князя Владимира и знакомится со Святогором, тот и дарует ему меч, который содержит в себе особую силу. Кстати, в этой ситуации Илья Муромец не отзывается на попытки жены Святогора обратить на нее внимание, свято чтя чужой брак и новую дружбу, чем снова демонстрирует высокие морально-волевые качества. Это стало лишь началом его подвигов, ведь потом он одержит победу под Черниговом, даст возможность ездить прямо с Чернигова в Киев, спасет добра молодца из плена, победит Идолище, пойдет походом на Царьград, победит войско Калина-царя.

При этом, Илья Муромец вовсе не ведет закрытый образ жизни и позволяет себе веселиться как обычный человек. Вскользь упоминается о том, что он гуляет с кабацкой голытьбой, а Сокольник – его сын и вовсе рожден вне брака.

Причем в современных интерпретациях он стал еще крупнее.

В мультфильмах и иллюстрациях к сказкам его изображают настоящим богатырем с широкими плечами и огромными ручищами. Судя по тому, что его палица весит 90 пудов, а это почти полторы тысячи килограммов, то Илья на самом деле настоящий Аполлон.

Учитывая, что богатырь - борец за всеобщее благое дело, его смело можно назвать государственником, к тому же он княжий дружинник. Но при этом он еще и заступник сирых, да обездоленных. Причем побеждает врага он только благодаря своей силушке богатырской.

Для современников образ Ильи Муромца воспринимается как нечто эпическое и излишне возвышенное. А факт того, что Илья, встав с печи, тут же отправился помогать всем кому угодно, только не собственным родителям, которые его 30 лет выхаживали, никого не смутил.

«Сам себя не похвалишь…» или Житие Протопопа Аввакума

«Сам себя не похвалишь…» или Житие Протопопа Аввакума Прижизненных изображений автора не сохранилось.

Аввакум известен не только тем, что был лидером сопротивления реформирования церкви и ярым приверженцем старообрядчества, но и тем, что не только боролся за собственные убеждения, но и сам же об этом написал. Он считается основоположником автобиографии как жанра в русской литературе в целом. Жил он в 17 веке и самолепного героя сделал из себя сам.

Аввакум с детства отличался от сверстников, во-первых, он был крайне благочестив, но вместе с тем агрессивен и уперт. Позже он перебирается в столицу и там разворачивает церковно-просветительскую работу и выступает против реформ патриарха Никона. Поскольку боролся он со свойственной ему горячностью, то он многократно попадал в различные неприятные ситуации, даже сидел в тюрьме, был лишен сана, затем сослан. В ссылке тоже не унимался и всячески досаждал всем своими письменами. В результате его закрыли в поруб, призывали отказаться от его убеждений, не получив от него согласия – сожгли.

Его литературное наследие.

О том, как выглядел Аввакум можно только догадываться, ведь в своих записях он не оставил никаких описаний. Видимо не счел, что внешность идеологического героя так важна, как, например, богатырская. Можно лишь догадываться, что, вполне возможно, он был с такой же сумасшедшинкой в глазах, как и его последовательница – боярыня Морозова.

Несмотря на то, что дело Аввакума все же оказалось неудачным, его фигура обрела образ противостояния на века, ведь за свою веру и убеждения он был готов идти до конца, не боясь прибегать к самым крайним мерам. В контексте сегодняшних дней выглядит религиозным фанатиком и не более. Хотя для 17 века он был весьма героичен и крайне смел.

Сам породил, сам и погублю – неоднозначная история Тараса Бульбы

Сам породил, сам и погублю – неоднозначная история Тараса Бульбы Киноверсия.

Тарас Бульба числился в героях весьма длительное время. Еще бы, ведь именно его устами сказана фраза, столь подходящая к огромному историческому пласту России – «Нет уз святее товарищества». Сам Тарас был представителем старого казачества, отличался грубым и прямым нравом.

Русское дворянство в ту пору активно перенимало польские обычаи, тяготели к роскоши, прислуге, устраивали званые обеды, ездили на охоту. Тарас же склонялся к простому казачьему укладу и сторонился новых обычаев. По этой же причине считал себя борцом за традиции и православие. Боролся за интересы народа, правда, его военные действия привели к плачевному результату, но его героизма это не умаляло.

Тарас Бульба и его сын.

Итак, казак-атаман борется за освобождение Украины от разного рода угнетающих классов. И одним из красочных моментов выступает его отношение к собственным сыновьям. Ради борьбы за свою идею и цель он готов пожертвовать собственными детьми, дело чести для него куда важнее их жизни, да и своей собственной тоже.

Он даже представить себе не может, что его сыновья могут иметь мнение отличное от его и не станут его последователями. Сына Андрия он убивает собственными руками именно за то, что тот не согласен с его убеждениями, а в тыл врага, куда попал в плен его сын Остап, он пробирается вовсе не для его спасения, а для того чтобы узнать, не предал ли его отпрыск.

Он не представлял жизни без борьбы.

Выглядит Тарас Бульба не просто как казачий атаман, а по-настоящему устрашающе. В повести говорится, что он весит 20 пудов, а это в перерасчете на килограммы больше 300. К этой, мягко говоря, массивности, прилагаются густые, брови, усы и чуб.

Сегодня Тараса Бульбу причислили бы не просто к абьюзерам, но и тирану, и убийце собственных детей. Вряд ли современники могут оправдать подобные поступки любыми идеологическими настроениями.

Степан Калашников как борец за честь возлюбленной

Степан Калашников как борец за честь возлюбленной Бой Калашникова и опричника.

Купец, торгующий шелками, Степан Парамонович Калашников, состоял в браке, причем супруга у него была красавица. Собственно из-за нее все и случилось. В нее влюбляется опричник Кирибеевич, однако его деяния никак нельзя назвать романтичными, он пытается добиться внимания Алены Дмитриевны силой.

Калашников вызывает опричника на своеобразную дуэль на кулаках. И убивает его сразу же, с первого удара. Видимо и опричник-то был так себе военный служака, годный только на то, чтобы женщин в подворотнях зажимать и пугать, а вот даже против удара купца ничего сделать не мог. Однако царь не мог смолчать на убийство своего подчиненного, а Калашников не стал раскрывать причин их схватки (какое благородство!) В результате купца казнят, а вдову и детей окружают царской заботой.

Алена и надоедливый опричник.

Кстати, учитывая детали, которые описывает Михаил Юрьевич, вполне можно предположить о наличии в героическом поступке Калашникова и некую национальную рознь. «Басурманский сын» - используется для описания оппозиционера купца, а на бой Степан выходит с крестом на груди. Для Лермонтова, который участвовал в кавказских военных конфликтах, эта тема была крайне близка.

С точки зрения современников Калашников, заступаясь за честь супруги, ее же оставил без дальнейшей защиты, а детей без отца. Стоило ли оно того и вообще, где закон и правосудие в этой ситуации?

Спасибо, Данко. А дальше то, что делать?

Спасибо, Данко. А дальше то, что делать? только пламенное сердце могло осветить путь в темноте.

Старуха Изергиль то ли сама придумала эту историю, то ли пересказала древнюю легенду, но именно в уста этой бессарабской бабушки Максим Горький вложил рассказ о Данко. Жил в ту пору гордый и красивый народ, и место его обитания с трех сторон было окружено лесом, а с четвертой – степью. И вот другое племя решило, что им это место тоже по нраву, случился конфликт и побежденные ушли в лес.

Однако спасенные стали в том лесу чахнуть и гибнуть, поскольку не могли то ли смириться с фактом изгнания и поражением, то ли тосковали по родине. Возникали даже мысли пойти сдаться победителям, но Данко – смелый и очень красивый молодой человек, остановил коллаборационистов, не позволив представителям своего племени унижаться перед захватчиками.

Слава героя оказалась скоротечной.

Что было дальше, знает любой школьник, ибо не запомнить это из ряда вон выходящее событие, просто невозможно. Итак, вырвав из груди собственное сердце, которое почему то светилось (видимо от любви к своим ближним и желания им же помочь), он повел свой народ из лесу. Им удалось благополучно выйти из своего временного убежища, тут Данко умирает, а его сердце оказывается растоптанным под чьей-то обувью.

И тут возникает множество вопросов. Что делал дальше народ, который вообще-то не блуждал по лесу, а схоронился в нем от завоевателей, ведь не лес был их главной проблемой. Даже если принимать во внимание всю иносказательность ситуации. И вообще, если Данко знал дорогу из леса, то почему не пошел днем, когда было светло? Много вопросов к Данко, а его странная жертвенность и вовсе не понятна современникам.

Не гордый Василий Теркин

Не гордый Василий Теркин Образ фронтовика-балагура полюбился многим.

Обычный рядовой-пехотинец, который стал олицетворением борьбы с фашизмом и силы духа русского народа, был придуман Твардовским еще до начала Великой Отечественной войны, во время финской кампании. Теркин был одним из героев его юмористических фельетонов. Поэтому к моменту начала войны Теркин уже существовал и даже имел кое-какие награды и боевой опыт. Спустя два года Твардовский хотел отправить Теркина в отставку, полагая, что он уже изжил себя, но не тут-то было. Читатели стали писать письма в редакцию и требовать возвращения их героя «на фронт» и на страницы газеты.

Так Теркин снова пошел воевать, получил контузию, выбирался из окружения, участвовал в освобождении деревень и новых высот, даже участвовал во взятии Берлина – а как иначе? Простодушный и открытый русский парень многим пришелся по душе, ему многое было позволено даже в рамках цензуры тех времен.

На иллюстрациях это простой русский парень.

Описывал его внешность Твардовский как весьма простую, даже неказистую и даже обращался к девушкам-читательницам, с просьбой полюбить его героя таким, каков он есть.

Образ Теркина был крайне популярен не только в тылу, но и на фронте видимо Твардовскому все же удалось максимально точно передать не только образ солдата, но и какие-то элементы быта на фронте, которые зацепили даже бывалых служивых.

Для современников Теркин не то чтобы смешон или не ясны мотивы его поступков, в нем даже сохраняется некая героичность. Скорее по сегодняшним меркам он слишком простодушен в своих мыслях и мотивах.

Эраст Фандорин и его государственные заботы

Эраст Фандорин и его государственные заботы Олег Меньшиков в образе Фандорина.

Фандорин имел дворянское происхождение и даже какое-никакое наследство. Но его он благополучно спустил, играя в карты, пошел на службу и даже побывал на войне. Учитывая, что он прошел Первую мировую, русско-японскую и гражданскую войну, он имел представление о России, которая могла бы быть, если бы не малодушие и порой отсутствие здравого смысла и властьимущих и постоянного желания нажиться у всех остальных.

Он борется за законность и справедливость. В его мечтах Россия страна не только высокого уровня цивилизации и порядка, но и справедливости и законности. Не сказать, что он был удачлив как в достижении своих великих целей, так и в мелочах. Он постоянно терпит поражения в своей ежедневной работе по поимке преступников, они то успевают откупиться, то умереть, в самом же Фандорине неизменно жива надежда на лучшее и великое будущее.

Утонченный и педантичный одновременно.

Кстати и описан Фандорин как юноша, который никак не мог истребить румянец на щеках, а потому всегда выглядел взволнованным и слегка смущенным. Впрочем, учитывая его обуянность великими и несколько утопичными идеями, вполне вероятно, что именно таким Фандорин и был. По-крайней мере, для современных читателей его образ скорее забавен, нежели героичен. Как подросток, который уверен, что его жизнь сложится непременно по-другому и ему под силу не только выстроить собственную жизнь, но и изменить мир.

История, как и литература, оказывает большое влияние на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Советская власть этим всегда пользовалась и пыталась переписать историю под свой лад. Особенно досталось последнему русскому царю Николаю второму, о котором историкам и известно больше всего фактов. Причем противоречивых.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится