А в Эрмитаже можно наслаждаться созерцанием великолепного парадного портрета, где на роскошном коричневато-золотистом фоне между ковром (или ширмой) и бронзовой вазой эффектно выделяется величественная молодая дама в вечернем светлом атласном наряде. Имя модели прекрасно известно – Жанна Самари, хотя зрители подчас и не могут поверить, что героиня первого и второго портретов – это одна и та же женщина.
В музеях нашей стране хранятся два ее портрета, возможно, самых значительных, но вообще, Ренуар писал ее не меньше двенадцати раз и отдельно, и в составе групповых портретов с 1876 по 1880 год. Отчасти, это объяснялось тем, что до замужества (а она вышла замуж в 1882 году), Жанна Самари жила на улице Фрошо неподалеку от мастерской Ренуара на улице Сен-Жорж. Так что позировать ей было достаточно удобно. Тогда она была еще совсем юной, и жила с родителями, которые, впрочем, нисколько не возражали против ее сеансов позирования у Ренуара.
Леонтина Полина Жанна Самари родилась в 1857 году в артистической семье, ее отец, Луи-Жак Самари был виолончелистом в парижской Оперá, а ее бабушка и две тетки со стороны матери (Сюзанна, Августина и Мадлен Броан) играли в Комеди-Франсез. В то время детей, рожденных в артистических семьях было принято называть «детьми игры» (enfant de la balle), то есть детьми, рожденными в результате знакомства во время игры [в мяч]. Это прозвище, что вполне объяснимо, носила и Жанна. И совершенно не удивительно, что и она, и ее младший брат Анри также избрали путь семейства Броан и стали актерами.
В возрасте 14 лет, в 1871 году, Жанна поступила в парижскую Консерваторию, где готовили (и готовят сейчас) не только музыкантов, но и актеров. В 1875 году она получила первую премию комедиографии, закончила обучение и поступила в Комеди Франсез (возможно, имя ее великой бабушки Сюзанны Броан также сыграло здесь свою роль). Комеди Франсез с момента его основания был не совсем обычным театром, а чем-то вроде профсоюза актёров. Статус сосьетера (sociétaire), то есть постоянного члена труппы, давал актеру невероятные для того времени социальные привилегии, вплоть до возможности получать по необходимости оплачиваемый годовой отпуск, не говоря уже об оплате лечения, регулярной зарплате и невозможности быть уволенным по прихоти владельца театра.
Жанна Самари дебютировала в 1874 году в роли Дорины в «Тартюфе», а через четыре года уже стала сосьетером театра (№ 305 по общему списку). Ее амплуа – инженю, то есть, в основном она играла служанок и субреток, по большей части в комедиях Мольера. Она служила в театре до самой своей смерти в 1890 году, и за это время переиграла чуть ли не все подобные роли в постановках Комеди Франсез. Вероятно, она действительно была очень неплохой актрисой, во всяком случае, современники считали ее неподражаемой.
С Ренуаром, как предполагается, Жанна Самари познакомилась в доме известного парижского издателя Жоржа Шарпантье. В начале 1875 года он приобрел картину Ренуара и захотел познакомиться с художником. Скоро Ренуар стал постоянным посетителем роскошного особняка Шарпантье на улице Гренель в предместье Сен-Жермен, где помимо него бывали и самые знаменитые творческие люди и интеллектуалы соответствующей эпохи, включая Ги де Мопассана, братьев Гонкур, Эмиля Золя, Альфонса Доде и Ивана Тургенева.
Видимо, в 1876 или 1877 годах Ренуар и встретился у Шарпантье со своей будущей моделью, юной комедианткой Жанной Самари. Впервые она появилась в его картине «Качели» (хотя есть версия, что моделью там была его постоянная натрущица Маргарита Легран), которая считается одним из первых импрессионистических полотен Ренуара. В 1880 году она стала одной из моделей в его знаменитом «Завтраке гребцов» (дама в черной шлапке, общающаяся с двумя кавалерами в верхнем правом углу картины).
Но все-таки самым значительным портретом Жанны Самари работы Ренуара считается эрмитажный портрет 1878 года. Все остальные ее портреты в определенном смысле могут считаться либо эскизами или подготовительными работами к этому портрету. Эрмитажный портрет Жанны Самари можно считать уникальным произведением в том смысле, что нет человека, которому бы он не нравился. Критики отмечали, что Ренуар, изображая некоторую чрезмерную красивость, грацию и театральную кокетливость модели, он все-таки не переходит ту грань, за которой искусство превращается в слащавую открытку.
Конечно, Жанна Самари представляет собой именно тот тип девушки, который всегда очень нравился художнику, и который через его творчества стал восприниматься как классический тип не только «ренуаровской» героини, но и парижанки вообще.
Когда Ренуар начал работу над портретом, Жанне было 20 лет, а ему – 35, и это был период наивысшего расцвета его творчества. Художник изображает молодую актрису в полный рост в некоем большом помещении, возможно в фойе театра Комеди Франсез.
Возможно, наиболее известный (раскрученный) портрет Жанны Самари из Пушкинского музея (его французское название – «Мечтательница» (La Rêverie)) действительно был эскизом к этому парадному и более масштабному портрету.
Эта работа считается одним из наиболее ярко выраженных импрессионистических портретов Ренуара. Жанна, невыразимо прелестная в эффектном зеленовато-голубом платье, помещена художником на розовом фоне. Она одновременно лучезарно улыбается и выглядит задумчивой. Левой рукой, запястье которой обрамлено браслетом, актриса охватывает свой подбородок, и этот интимный жест как бы приближает ее к зрителю, образовывая некую дружескую и почти интимную связь между ними. Её рыжие волосы небрежно разлетаются в стороны. Художник использует довольно смелый колорит, основанный на сочетании розового и зеленого тонов. Ренуар пишет картину очень свободно, почти небрежно, что создаёт ощущение необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.
Основной портрет Жанны Самари был написан в 1878 году. Исследователи утверждали, что «художник бесстрашно концентрирует в своей работе искристый, наполненный тяжелой и пышной, но все же по-своему красивой роскошью мир, что существует лишь в Париже…»
Ренуар как будто составляет изображение из трех слоев, трех ипостасей героини: Жанна Самари одновременно и знаменитая актриса, слегка надменная, величественно позирующая в пышном зале, и комедиантка, играющая простушку, и реальная земная девушка с лукавым и одновременно немного усталым лицом. Ренуар пишет картину широкими и плотными мазками, так что атлас розового бального платья, кружева на отделке выреза и на белом платке, лайка белых перчаток воспринимаются вполне материально, почти физически ощутимо. В отличие от объектов предметного мира, лицо и руки Жанны написаны тончайшим образом, словно «японскими кисточками», поэтому кожа девушки кажется живой, трепещущей, сквозь нее просвечивает едва заметный румянец.
Сохранились несколько фотографий Жанны Самари того периода, когда она была моделью Ренуара. На ней мы видим лицо довольно интересное, вероятно, достаточно подходящее для сцены, но отнюдь не столь нежное и прелестное, как на полотнах Ренуара. В реальности Жанна Самари отнюдь не была писаной красавицей, о чем могут свидетельствовать портреты других художников, которые писали актрису примерно в тоже время, в частности, Луизы Аббемы или Шарля-Эмиля-Огюста Каролюса-Дюрана.
Вернее, те же Аббема или Каролюс-Дюран создавали просто профессионально выполненный портрет своей современницы, хорошей знакомой. В ту эпоху Жанна Самари считалась очаровательной: «Как была она прелестна! Совсем маленькая и уже чуть полненькая, но такое улыбающееся личико, такой аппетитный ротик, сколько свежести и веселья в этой миниатюрной пухленькой блондинке!..» Но стандарты красоты регулярно меняются, так что в наше время ее вряд ли сочли бы столь привлекательной. Но это именно ее, реальную актрису Жанну Самари. А Ренуару удалось увидеть в ней нечто вневременное, создать из реальной девушки своего рода архетип Парижанки.
А реальная Жанна Самари в 1882 году вышла замуж за Поля Лагарда, брата художника Пьера Лагарда, родила ему троих детей, и умерла в 1890 году в возрасте 33 лет от тифозной лихорадки. Незадолго до этого она написала для своих детей первую (и, увы, единственную) очаровательную книжку «Лакомства Шарлотты» (Les Gourmandises de Charlotte), иллюстрации для которой создал Жоб (художник-график и карикатурист Жак-Онфруа де Бревиль).
P.S.
Кстати, эрмитажный «Портрет Жанны Самари» был впервые показан в 1879 году на Четвертой выставке импрессионистов. Его неудачно повесили (в отличие от портрета Сары Бернар), и особого успеха он не имел, что привело мадемуазель Самари в бешенство, поскольку она приняла эту относительную неудачу Ренуара на свой счет.