Основные характеристики и особенности стиля королевы Анны
Стиль королевы Анны (английское барокко) относят к периоду классицизма. Он пришел на смену тяжеловесной мрачности тюдоровских интерьеров и прочно утвердился в особняках английской знати. В гостиных воцарились симметрия и утонченная роскошь, мебель утратила монументальность, ее формы стали более легкомысленными и игривыми.
Стиль королевы Анны также именуют «эпохой орехового дерева». Именно тогда, в начале XVIII века массивную дубовую мебель принялись вытеснять ажурные чайные столики, легкие резные кресла, высокие секретеры с инкрустацией, прочие элементы интерьера, сделанные из древесины ореха и тщательно декорированные.
Одним из знаковых предметов этого периода принято считать стул с прорезной спинкой в форме вазы, ножками-кабриолями и гобеленовой обивкой с цветочным рисунком. Спинку с почти анатомическим изгибом украшал так называемый «сплэт» — деталь, позаимствованная мастерами Туманного Альбиона у китайской мебели.
К слову, этот стул — один из первых образцов чисто английского мебельного стиля. До начала XVIII века островные мастера копировали французскую и голландскую мебель.
В это же время в гостиных занимают свое место великолепные кресла-«коконы» с гобеленовой цветочной обивкой и высокой «ушастой» спинкой, переходящей в подлокотники. Тогда же появляются лакированные складные столы с откидными боковыми крышками, изящные туалетные столики с зеркалами. Благодаря вошедшим в моду пышным платьям сундуки заменяют на комоды.
Развитие торговли со странами Азии способствовало росту популярности различного экзотического декора. Необычайно востребована морская тема — на стулья, кресла, кровати наносят резьбу, изображающую зубчатые раковины, глубоководных животных, в том числе и сказочных.
В гостиных появляются яркие, сверкающие лаком шкафы в китайском стиле. Их украшают карнизы-пагоды и богатая роспись: пейзажи, флора и фауна. Прочая мебель также обильно покрывается лаком — так, как принято в Азии.
Другие характерные черты стиля королевы Анны:
- Обилие текстиля в обстановке. Богатые драпировки, большие ковры с причудливыми орнаментами, роскошные ткани мебельных обивок, декоративные подушки, покрывала, легкие балдахины.
- Много дерева в отделке комнат: деревянные паркет, элементы декора, мебель, стеновые панели.
- Пилястры и лепнина, в которых хорошо заметно влияние греко-римской культуры.
- Симметрично расположенные декоративные элементы, пропорциональная и симметричная мебель.
- Сдержанная, благородная цветовая гамма, чаще пастельные оттенки.
- Высокие большие зеркала.
- Обязательные атрибуты — картины в рамах, гобелены, тяжелые канделябры, камин с богато украшенным порталом.
История стиля королевы Анны
Королева Анна Стюарт (Анна Английская; годы жизни 1665-1714), давшая имя интерьерному стилю, взошла на престол в 37-летнем возрасте, в 1702 году. Однако стиль, позже названный ее именем, начал складываться еще до правления последней из Стюартов. Сестра Анны, Мария, ранее стала супругой Вильгельма III Оранского. Он и привез в Англию голландскую мебель, отчасти послужившую прототипом английской.
После приезда Вильгельма в Англию за ним потянулись эмигранты-гугеноты, бежавшие из Франции. Среди них был и Даниэль Маро (Daniel Marot), гравер, именитый декоратор, архитектор и рисовальщик. В Англии Маро разработал оригинальный декор интерьера, взяв за его основу роскошный стиль Людовика XIV. Дизайн Маро получил развитие и со временем трансформировался в стиль королевы Анны.
Правление королевы Анны длилось недолго. Но эффектный интерьерный стиль, которому дали ее имя, продолжил развиваться и лег в основу многих эклектичных направлений более позднего времени. Мебельные тенденции, которые были заложены тогда, оставались актуальны вплоть до начала XX века.