Иоганн Готфрид Шадов (Johann Gottfried Schadow; 20 мая 1764 — 27 января 1850 гг.) — знаменитый германский скульптор конца XVIII — первой половины XIX веков, выдающийся мастер классического стиля. Иоганн Готфрид Шадов также был авторитетным преподавателем, карикатуристом и гравером, увлекался шахматной игрой и историческими науками. Творчество художника высоко ценили современники, при жизни он был избран членом многих европейских академий искусств, в том числе Парижской, Венской, Мюнхенской и Брюссельской. Биография мастера тесно связана с германской столицей, где он прожил большую часть своей жизни.
Иоганн Готфрид Шадов является основоположником Берлинской школы скульптуры, а среди его воспитанников есть немало талантливых художников. Кроме того, значительный вклад в немецкое изобразительное искусство внесли дети мастера: два его сына Фридрих (Friedrich Wilhelm von Schadow) и Феликс (Felix Schadow) стали живописцами, а третий Рудольф (Rudolf Schadow), как и отец — профессиональным ваятелем.
Биография Иоганна Готфрида Шадова
Иоганн Готфрид Шадов родился 20 мая 1764 года в Берлине. Он был старшим из пяти детей в семье ремесленника, а предки будущего художника происходили из простых немецких крестьян. Мальчик с детства увлекался искусством и уже в возрасте двенадцати лет он начал посещать частные занятия по основам рисунка у художника Джованни Баттисты Сельвино (Giovanni Battista Selvin). А спустя еще два года он был зачислен в академию искусств и стал студентом Жан-Пьер-Антуана Тассара (Jean-Pierre-Antoine Tassaert).
Опытный наставник, который работал не только профессором, но и придворным ваятелем короля Пруссии, сразу обратил внимание на Шадова. Тассар искренне полюбил своего лучшего ученика и очень хотел, чтобы талантливый юноша стал его зятем, но этим планам не суждено было сбыться. Иоганн страстно влюбился в еврейскую девушку-католичку Марианну Девидельс и в конце зимы 1785 года уехал вместе с ней Вену, чтобы познакомиться с ее родителями и получить от них благословение на брак.
Отец возлюбленной художника был богатым венским ювелиром, ему понравился жених и будущий тесть дал влюбленным солидную сумму денег на поездку в Италию. Посетив по пути Венецию и Флоренцию, Иоганн с Марианной летом того же года добрались до Рима, где прожили около двух лет. За это время Шадов познакомился со многими итальянскими коллегами и пристально изучил творчество древних мастеров, а также создал несколько прекрасных скульптурных работ.
Сразу же после приезда в столицу Италии пара обвенчалась, причем для этого Иоганну Шадову, который был потомственным лютеранином, пришлось перейти в католическую веру. Со своей первой женой скульптор счастливо прожил в браке 30 лет, до ее преждевременной смерти в 1815 году, а оба их сына впоследствии стали известными художниками.
Вернувшись в Берлин в 1787 году, мастер с удивлением обнаружил, что у него возникли проблемы с устройством на госслужбу. Чтобы получить должность художника на Королевской мануфактуре фарфора, ему пришлось снова перейти в лютеранскую веру, что, впрочем, не стало для него проблемой. Несмотря на прошлые обиды, Тассар тепло встретил любимого ученика и лично рекомендовал его прусскому королю.
Благодаря протекции своего учителя Иоганн Шадов в январе 1788 года стал членом Берлинской академии искусств, а осенью был назначен придворным скульптором, заняв место умершего Тассара. Уже до конца XVIII столетия он приобрел славу лучшего немецкого ваятеля, которая сопровождала его до самой смерти.
Талантливый скульптор больше никогда не испытывал недостатка в заказах, ему часто поручали реализацию самых масштабных государственных проектов. Шадов увлеченно занимался творчеством: он создавал надгробные памятники, бюсты, а также монументальные композиции, предназначенные для установки в общественных местах германских городов.
В 1803 году Иоганн Готфрид Шадов стал одним из соучредителей Берлинского шахматного клуба и в дальнейшем принимал активное участие в деятельности этой организации. Спустя еще два года скульптор был назначен на должность заместителя директора Академии художеств и поселился с женой и детьми в роскошном просторном доме, построенном за государственный счет.
В 1814 году Шадов основал Берлинскую скульптурную школу и стал ее первым руководителем, а через два года возглавил и Национальную академию искусств. В промежутке между двумя этими знаменательными событиями скульптор пережил горькую утрату — умерла его первая жена. Но 49-летний художник стойко пережил это испытание и в 1817 году женился во второй раз на Каролине Генриетте Розенштиль, которая родила ему еще четверых детей.
В 1839 году 75-летний скульптор подал прошение об отставке с должности директора академии из-за серьезных проблем со здоровьем, но неожиданно получил отказ. Прусский король предпочел оставить авторитетного мастера во главе учреждения хотя бы формально, а выполнение большинства его обязанностей поручил заместителю.
Незадолго до смерти художник успел написать мемуары, но его жизненный путь стремительно приближался к концу. 27 января 1850 года Иоганн Готфрид Шадов отошел в вечность в окружении родных в роскошном берлинском особняке. Его тело было предано земле на Доротеенштадтском кладбище, а на могиле спустя несколько лет установлен памятник, созданный Генрихом Келером (Heinrich Kaehler).
Самые известные работы Иоганна Готфрида Шадова
Гениальный скульптор за свою долгую жизнь создал немало великолепных шедевров искусства. И все же, самыми известными работами Иоганна Готфрида Шадова считаются:
- Надгробие усыпальницы Александра Марка (1789) — прекрасная композиция, украшающая место погребения умершего в раннем детстве внебрачного сына прусского короля. Эту работу должен быть выполнить учитель скульптора Тассар, но он умер и ответственный заказ поручили Шадову.
- Квадрига Бранденбургских ворот в Берлине (1793) — всемирно известная скульптурная композиция с изображением двухколесной колесницы, запряженной четырьмя лошадьми. А управляет квадригой крылатая богиня победы в античных одеждах с венком на голове.
- Принцессы (1795) — скульптурная композиция с изображением двух девушек королевской крови — Луизы и Фредерики. Несмотря на то, что эта работа изначально не понравилась Фридриху Вильгельму III, позже ее признали одним из лучших шедевров немецкого классицизма.
- Памятник Мартину Лютеру (1821) — первый в истории Германии скульптурный памятник с изображением человека неблагородного происхождения. Великий реформатор церкви предстает перед зрителями в простой монашеской одежде с открытой Библией в руках.
Иоганн Готфрид Шадов по праву считается величайшим немецким скульптором эпохи Классицизма. Он подарил человечеству множество прекрасных произведений искусства, которыми до сих пор любуются миллионы людей по всему миру.