Ирине Алферовой – 70 лет: почему так мало сыграла ролей в театре и кино одна из самых красивых актрис
540
просмотров
13 марта исполняется 70 лет народной артистке РФ Ирине Алферовой, которую называли «самым красивым лицом отечественного кинематографа». Ее карьеру вряд ли можно назвать неудачной – в ее фильмографии около 50 ролей, но при этом главных среди них до обидного мало.

В театре она тоже долгие годы оставалась «на скамье запасных». Она не устраивала скандалов, не вступала в пререкания с режиссерами, но при этом многие из них ее недолюбливали. Почему Марк Захаров 17 лет не выпускал ее из массовки, и за что Ирина Алферова была обижена на Георгия Юнгвальда-Хилькевича после съемок в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» – далее в обзоре.

Единственная роль за 5 лет

Единственная роль за 5 лет Кадр из фильма *Хождение по мукам*, 1974

Еще во время учебы в школе в родном Новосибирске Ирина Алферова все свободное время проводила в театральной студии. Ее наставник заметил ее способности и посоветовал ей после школы поступать не в местное театральное училище, а сразу в ГИТИС. Она с успехом прошла вступительные испытания, но учеба поначалу давалась ей очень тяжело – она чувствовала себя скованно на сцене и не могла изобразить в этюдах того, чего никогда не чувствовала в реальной жизни. При этом педагоги разглядели в ней потенциал и считали одной из самых талантливых на курсе.

Ирина Алферова в фильме *Хождение по мукам*, 1974

Сниматься в кино Алферова начала еще во время учебы в ГИТИСе, а сразу после окончания вуза получила свою первую звездную роль – Даши Булавиной в 13-серийном фильме «Хождение по мукам». Режиссера Василия Ордынского при первой встрече покорили ее глаза, но он поставил юной актрисе одно условие: пока длятся съемки, о театральных постановках ей нужно забыть. И на протяжении 5 лет актриса отдавала все свои силы всего одной роли в кино.

Кадр из фильма *Хождение по мукам*, 1974

Ее приглашали в несколько театров, ей предлагали роли Гайдай и Чухрай, но Ордынский настаивал: «Не верь никому! Не соглашайся! Ты должна появиться вот так, в этой роли!» Многим казалось, что режиссер не только ее оберегает и готовит ее триумфальное появление на экранах, но и просто ревнует. Он искренне восхищался ее «нездешней» красотой и был в нее влюблен, но актриса не ответила ему взаимностью. Возможно, своим громким успехом в фильме «Хождение по мукам» она была обязана тому, что зрители увидели ее на экранах влюбленными глазами режиссера, сумевшего раскрыть все ее самые лучшие актерские грани и неповторимое обаяние «незащищенной женственности». Кинокритики до сих пор называют эту роль одной из лучших в кинокарьере Ирины Алферовой.

17 лет в массовке «Ленкома»

17 лет в массовке «Ленкома» Актриса со звездами *Ленкома* Олегом Янковским и Николаем Караченцовым, 1984

После завершения съемок «Хождения по мукам» Ирина Алферова пришла в «Ленком». Поначалу она не помнила себя от счастья – актриса была влюблена в этот театр с тех пор, как впервые увидела спектакль с Александром Абдуловым в главной роли. Сначала – в театр, а потом и в самого актера. Вскоре они стали мужем и женой. И хотя Абдулов был одним из любимцев Захарова и получал лучшие роли, он не захотел замолвить слово за свою жену, год за годом терпеливо ожидающую в массовке. Он говорил: «А чего ей помогать, она и так талантливая, сама всего добьется…». Причины, по которым Марк Захаров на протяжении 17 лет не давал Алферовой заметных ролей, для многих оставались загадкой. Мужчинам в «Ленкоме» везло больше – Янковский, Караченцов, Абдулов и другие исполнили десятки ярких ролей, характерные актрисы Пельтцер и Чурикова тоже не были обделены вниманием режиссера, а вот о ролях героинь актрисы не могли и мечтать.

Актриса на сцене театра

Татьяна Догилева считала, что главная причина этого – в заботе отца о своей дочери, Александре Захаровой, которой доставались все главные роли. Впрочем, ради справедливости стоит вспомнить и о том, что даже свою дочь Захаров продержал в массовке 12 лет – он считал это полезной актерской школой. При этом режиссер не отпускал Алферову из театра, уговаривая подождать еще чуть-чуть – пара Абдулов-Алферова стала своеобразным брендом «Ленкома», прибавлявшим популярности театру.

Актриса в молодости

«Еще чуть-чуть» актриса прождала 17 лет. Она признавалась: «У нас был замечательный театр. Однако со мной поступали, конечно, не очень честно. Но я понимала, что если смотреть на Чурикову, Пельтцер, Леонова, то в общем это тоже школа. Тогда не существовало антреприз, а уйти в никуда я боялась, вот и мучилась. Терпела и искренне не понимала, почему мне не достаются хорошие роли. Хотя танцевала лучше всех в труппе». Захаров не только не давал ей заметных ролей, но еще и очень неохотно отпускал ее на съемки, хотя в ту пору молодой актрисе поступало много предложений от кинорежиссеров.

Одна из самых красивых отечественных актрис

В 1993 г. ее терпение лопнуло. Захаров сдержал слово и «из любви к Абдулову» наконец дал Алферовой одну из главных ролей в спектакле, вот только это была роль женщины-собаки с лаем вместо слов. Актриса вспоминала: «Я приступила к репетициям. Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам с веерами на балу, а я играю женщину, которая на балу покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять. После этого я написала заявление об уходе из «Ленкома». К тому моменту их отношения с Абдуловым дали трещину, и в этом театре ее больше ничто не удерживало. При этом никакой обиды на Марка Захарова актриса не затаила и впоследствии всегда отзывалась о нем с большим уважением и благодарностью.

Констанция, лишенная «французской легкости»

Констанция, лишенная «французской легкости» Актриса в образе Констанции

Большинству зрителей Алферова запомнилась в образе Констанции в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». О том, что между актрисой и режиссером изначально не было симпатии, а со временем это переросло в открытую неприязнь, в интервью не раз заявляли они оба. И у него, и у нее были на это свои причины. Режиссер видел в этой роли Евгению Симонову, а худсовет навязал ему кандидатуру Алферовой, которая, по мнению Юнгвальда-Хилькевича, была «лишена французской легкости» и обладала «глубоко славянской» внешностью (хотя Симонова внешне на француженку, если честно, тоже не сильно была похожа).

Ирина Алферова в фильме *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1979

Режиссеру категорически не нравились ни ее голос, ни улыбка, ни движения, и на съемочной площадке он попросту игнорировал актрису и даже не репетировал с ней ее сцены. Вместо партнеров ей приходилось вести диалоги в кадре с пустыми стульями, коллеги с ней тоже мало общались, считая ее слишком высокомерной. А она просто не хотела принимать участие в постоянных застольях, которые, на ее взгляд, мешали работе. Единственным человеком, который ее защищал и помогал ей, был Михаил Боярский.

Кадр из фильма *Д’Артаньян и три мушкетера*, 1978

Юнгвальд-Хилькевич считал, что у актрисы слишком низкий голос для ее нежной героини, а потому попросил озвучить эту роль Анастасию Вертинскую. Конечно, Алферовой такое решение показалось очень несправедливым. Позже режиссер признал то, что был чересчур жесток с ней и чувствовал себя виноватым за то, что Констанции досталась только внешность Алферовой.

«Неиграющая» актриса

«Неиграющая» актриса Одна из самых красивых отечественных актрис

Опыт работы с Василием Ордынским был очень ценным не только потому, что это была ее первая настоящая школа актерского мастерства в большом кино, но и потому, что режиссер научил ее главному: нужно уметь ждать «своих» ролей, не стоит слишком часто мелькать на экранах во всем подряд. Еще тогда Ирина Алферова сделала для себя вывод, что она – «неиграющая» актриса: «Мне интересно только то, что близко, что находит отклик в душе. Я разная могу быть, но есть основа, которая неизменна. И мне важно в кино, на сцене оставаться собой и больше – искать лучшее в себе. Вот в этом смысле – да, я неиграющая актриса».

Одна из самых красивых отечественных актрис

Хотя в молодости актриса упустила много шансов, ей удалось раскрыть свой творческий потенциал в зрелые годы. С 1993 г. она начала выступать на сцене репертуарного театра «Школа современной пьесы», где наконец реализовалась в полной мере: она сыграла главных героинь в спектаклях «Чайка», «Медведь», «Пришел мужчина к женщине» и «Ночь с незнакомцем».

Народная артистка РФ Ирина Алферова

В новом столетии Алферова продолжает сниматься в кино, хотя по-прежнему остается очень избирательной в выборе ролей – она всегда отказывалась от образов отъявленных злодеек. Ее достижения в профессии были оценены по достоинству: в 1992 г. она получила звание заслуженной артистки РФ, а в 2007 г. – народной.

Народная артистка РФ Ирина Алферова

***

Сегодня она чувствует себя абсолютно счастливой оттого, что ей удалось сыграть такие роли, за которые никогда не будет стыдно: Как в фильме «Снегурочку вызывали?» осуществилась мечта Ирины Алферовой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится