Исчезнувшая, Августина, Меланхолия и другие лучшие кинофильмы, где героини страдают психическими расстройствами
0
0
687
просмотров
Постигать психику всегда было непросто. Когда у расстройства нет физических симптомов, его легко игнорировать. В особенности неоднозначно складывалось отношение к женской психике.

Зигмунд Фрейд заявил: «Великий вопрос, на который я всё ещё не могу ответить, несмотря на моё тридцатилетнее исследование женской души: "Чего хочет женщина?"». Хотя сомнительно, что ему это могло открыться, учитывая другое замечание Фрейда: «Женщины противятся изменениям, они пассивные получатели, сами при этом ничего не дают».

Но задолго до того, как Фрейд потряс мир своими теориями, восприятие женских психических расстройств сводилось к упрощённому определению – к женской истерии. Диагноз описал ещё Гиппократ.

Сегодня наука подразделяет причинные факторы психических расстройств на внутренние и внешние. Факторы, направленные извне, вызванные травмами и культурными ожиданиями общества, занимают особое место в фильмах, которые вошли в этот список.

Когда человек вынужден подавлять что-то внутри себя, рано или поздно случится взрыв: несильный, как хлопок петарды, который выльется рыданиями, или мощный, как от детонации бомбы, и отбросит в клинику. Вне зависимости от мощи, последствия гарантированы.

Она / Elle (2016, Пол Верховен)

Она / Elle (2016, Пол Верховен)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2

Ещё один завораживающий триллер от создателя «Основного инстинкта». Изабель Юппер исполнила роль преуспевающей владелицы компании по разработке видеоигр Мишель Леблан. Её героиня подвергается нападению и становится жертвой изнасилования в собственном доме. Но вместо того, чтобы идти в полицию и искать помощь, Мишель реагирует неожиданно. У главной героини жуткое прошлое, её отец был серийным убийцей. Под воздействием посттравматического стрессового расстройства она вступает в игру кошки-мышки с нападавшим. Фильм снят с гипнотизирующим мастерством и размахом.

Исчезнувшая / Gone Girl (2014, Дэвид Финчер)

Исчезнувшая / Gone Girl (2014, Дэвид Финчер)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,9; IMDb – 8,1

«Исчезнувшую» Дэвид Финчер снял по одноимённому роману Гиллиан Флинн, адаптировавшей его в киносценарий. Это триллер о молодом писателе, жена которого пропала без вести. Чем дальше продвигается следствие, тем больше появляется улик, указывающих на причастие Ника к её исчезновению.

Некоторые критики назвали эту провокационную картину самым феминистским фильмом года, другие же увидели в ней акт женоненавистничества. На самом деле у исчезнувшей маниакально-депрессивный психоз. Кроме того, здесь интересно, как режиссёр рассматривает различные типы власти, удерживаемой мужчинами над женщинами и наоборот. Он показывает нам, что существенная часть жизни – обман. Мы живём в эпоху массовой дезинформации, когда любой человек может опубликовать письмо в Сети и о нём узнает весь мир. При этом неважно, правдива ли информация, если она вызывает у людей эмоциональный отклик, они поверят.

Августина / Augustine (2012, Алис Винокур)

Августина / Augustine (2012, Алис Винокур)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,8; IMDb – 6

Если обратиться к истории расстройств самочувствия и поведения у женщин, можно откопать термин «истерия». Этот устаревший медицинский диагноз уходит корнями в Древнюю Грецию. В Европе в 1870-х годах в психогенной природе истерии разобрался учитель Зигмунда Фрейда, врач-психиатр Жан-Мартен Шарко.

В фильме «Августина» Алис Винокур по-своему интерпретирует историю психиатра и его молодой пациентки. Августину поместили в знаменитую больницу Сальпетриер из-за странных, сексуально заряженных эпилептических припадков, после которых у неё не открывался левый глаз. Шарко славился своими лекциями, а Августина была его «звездой».

Меланхолия / Melancholia (2011, Ларс фон Триер)

Меланхолия / Melancholia (2011, Ларс фон Триер)

Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,1

Это второй фильм в «трилогии депрессии» режиссёра и сценариста Ларса фон Триера (два других – «Антихрист» и «Нимфоманка»). Главные роли исполнили Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Первая часть фильма посвящена свадьбе одной из героинь, но настроение наполняется тревожностью на фоне неопределённости и стремительно переходит в обречённость перед неизбежным. К Земле приближается гигантская газовая планета Меланхолия, грозящая гибелью для всего живого.

Депрессия – это термин, которым часто разбрасываются. Люди говорят «у меня депрессия», чтобы выразить грусть или неудовлетворённость ситуацией. Однако настоящая клиническая депрессия – совсем иной зверь. Ларс фон Триер сам написал сценарий к «Меланхолии», полагаясь на собственный опыт. Идея фильма зародилась у него во время сеанса психотерапии, когда врач сказал ему, что подверженные депрессии люди спокойнее действуют в стрессовой ситуации, потому что они и так ожидают плохого. Тогда кинематографист решил изобразить апокалипсис, сосредоточившись на изучении психики человека во время катастрофы.

Опасный метод / A Dangerous Method (2011, Дэвид Кроненберг)

Опасный метод / A Dangerous Method (2011, Дэвид Кроненберг)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,5

Фильм Дэвида Кроненберга снят на интересную и редкую тему. В его основу легли реальные события, отношения между Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом, а также Сабиной Шпильрейн (Кира Найтли), эволюционировавшей из пациентки с психотической истерией в любовницу доктора, а затем и в коллегу-психиатра.

Чёрный лебедь / Black Swan (2010, Даррен Аронофски)

Чёрный лебедь / Black Swan (2010, Даррен Аронофски)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 8

Многие из нас перфекционисты. Но стремление к совершенству часто сковывает человека, лишает его способности действовать, не имея уверенности в успешности результата, и даже способно вызывать проблемы с психическим здоровьем. В «Чёрном лебеде» показано, что для совершенствования своего мастерства, вне зависимости от того, чем мы занимаемся, необходимо отпустить совершенство как цель и довериться процессу творения.

В этом фильме Натали Портман исполнила роль Нины Сайерс, молодой балерины, идущей стопами матери. Её выбрали на роль чёрного лебедя в предстоящей постановке «Лебединое озеро», но сомнения и беспокойство мешают балерине выступать в полную силу своих способностей. Психика девушки не выдерживает, и её начинают мучить навязчивые видения. Натали Портман получила «Оскара», «Золотой глобус» и премию «Сатурн» за лучшую женскую роль в этом фильме.

Часы / The Hours (2002, Стивен Долдри)

Часы / The Hours (2002, Стивен Долдри)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 7,6

В этом драматическом фильме показан один день из жизни трёх женщин в разных эпохах: писательницы Вирджинии Вулф (за эту роль Николь Кидман получила премию Оскар) в 1923 году, домохозяйки Лоры Браун (Джулианна Мур) в 1951 и редактора издательства в Нью-Йорке Клариссы Воган (Мерил Стрип) в 2001 году. Всех героинь связывает роман Вулф «Миссис Дэллоуэй».

Самостоятельно развиваются три сюжетные линии. В первой мы видим, как прогрессирует клиническая депрессия Вирджинии, которая, как известно, привела её к гибели. Во второй домохозяйка Лора тяготится семейной жизнью и пытается подавлять в себе лесбиянство, а в конце её история соединится с третьей сюжетной линией, в которой разыгрывается личная драма Клариссы.

Прерванная жизнь / Girl, Interrupted (1999, Джеймс Мэнголд)

Прерванная жизнь / Girl, Interrupted (1999, Джеймс Мэнголд)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,3

В 1967 году 18-летняя Сюзанна (Вайнона Райдер) выпила упаковку аспирина с водкой и оказалась в психиатрической больнице, хотя она и уверяла, что не пыталась покончить с собой. Среди пациенток у неё появляются новые подруги: патологическая лгунья Джорджина, подвергнувшаяся сексуальному насилию и страдающая булимией Дейзи, балерина-анорексичка Джанет, нанёсшая себе ожоги Полли, умственно отсталая лесбиянка Синтия и агрессивная социопатка Лиса. Роль последней исполнила Анджелина Джоли, за что получила «Оскара» и «Золотой глобус». Этот биографический фильм снят по книге Сюзанны Кейсен, которая провела два года в психиатрической лечебнице.

«Прерванная жизнь» это женский ответ на фильм «Пролетая над гнездом кукушки». Магнетизм Джоли сопоставим с дикой энергией Джека Николсона. В фильме многое говорится о взрослении и толерантном сознании, его стоит посмотреть каждой девушке.

Безопасность / Safe (1995, Тодд Хейнс)

Безопасность / Safe (1995, Тодд Хейнс)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,2

Это немейнстримное кино о дисфории подвергает сомнению психическое заболевание с точки зрения его осязаемости, объединяя физические и психические симптомы. Несмотря на название, с самого начала ощущается острое беспокойство. Обеспеченная домохозяйка Кэрол (Джулианна Мур) явно не удовлетворена сексом с мужем. Она поддерживает образ жизни, наполненный легкомыслием высшего класса, но её взаимоотношения и повседневная жизнь пусты. Внезапно у Кэрол развиваются болезненные симптомы и в итоге у неё диагностируют множественную чувствительность к химическим веществам (Multiple Chemical Sensitivity, MCS). Это заболевание известно как болезнь 20-го века, или аллергия на 20-ый век. Диагноз спорный, но медики считают, что в его основе лежат психологические проблемы. Очевидно, режиссёр использовал его в качестве метафоры, чтобы показать удушливость пригорода и недовольство жизнью в 20-ом веке.

Душечка / Sweetie (1989, Джейн Кэмпион)

Душечка / Sweetie (1989, Джейн Кэмпион)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,9

На поверхности «Душечка» – трагикомедия о двух сёстрах. А по сути, это история о психологической травме и различных способах её проявления, а также о том, как она может навредить всей семье.

Главная героиня – Кэй. Кроткая, сдержанная и суеверная девушка, испытывающая иррациональный страх перед деревьями (традиционным символом возрождения и жизни). Полная её противоположность – младшая сестра Доун, раскованная, импульсивная и творческая, но очевидно, психически нездоровая личность. Диагнозы не упоминаются, но неуместное поведение и частые истерики Доун говорят о том, что она так и не повзрослела. Обожающий её отец этому лишь способствует.

Фрэнсис / Frances (1982, Грэм Клиффорд)

Фрэнсис / Frances (1982, Грэм Клиффорд)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,8; IMDb – 7,4

Фильм о женщине, которая демонстративно не вписалась в общественные стандарты. Не многим известно имя актрисы Фрэнсис Фармер, чьей жизни посвящена эта кинокартина. Она больше прославилась сенсационными заявлениями и нашумевшими принудительными госпитализациями в психиатрическую клинику. Ещё будучи подростком, Фрэнсис не боялась высказывать своё мнение. В средней школе она написала сочинение о том, что Бога нет, и победила с ним на всеамериканском конкурсе. После успеха в Голливуде быстро обрела репутацию сложной, конфликтной личности, нежелающей соответствовать стандартам, её постоянно обвиняли в нонконформистском поведении.

Что касается достоверности сценария, это смесь фактов и вымысла. Но в любом случае «Фрэнсис» – это блестящий пример исследования разрушительности общественных ожиданий. В итоге главная драматическая роль героини – её собственная судьба.

Интерьеры / Interiors (1978, Вуди Аллен)

Интерьеры / Interiors (1978, Вуди Аллен)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,5

Одна из немногих семейных драм Вуди Аллена, лишённых остроумного сарказма, иронии и юмора. Фильм снят в бергмановской стилистике и сосредоточен на оголённых и достоверных эмоциях персонажей. В нём рассказывается о взаимоотношениях трёх сестёр с матерью, которая переживает развод и страдает нервным расстройством.

Ева – в прошлом успешный и блестящий декоратор. В её работе полный контроль над формой и совершенством, что резко контрастирует с её психическим состоянием, характеризующимся депрессией, психической неуравновешенностью и нарциссизмом. Здесь чётко прослеживается, как душевное расстройство одного человека затрагивает всю его семью.

Серые сады / Grey Gardens (1975, Альберт и Дэвид Мэйслес)

Серые сады / Grey Gardens (1975, Альберт и Дэвид Мэйслес)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,7

Этот независимый документальный фильм при выходе стал сенсацией национального масштаба. Его включили в Национальный реестр фильмов, как «исторически значимый». Братья Мэйслес показали историю жизни Эдит Бувье Бил, бывшей актрисы и манекенщицы, которая проводила многие годы в затворничестве, ухаживая за своей матерью, бывшей светской львицей. Оказалось, что они живут в крайней нищете в заваленном мусором полуразрушенном особняке в Ист-Хэмптоне. История стала сенсацией ещё и потому, что Эдит приходилась двоюродной сестрой Джеки Кеннеди. Хотя о диагнозах не говорилось, но очевидно, что обе женщины имели расстройства, вероятно, вызванные их альтернативными наклонностями и ожиданиями высшего общества.

Женщина под влиянием / A Woman Under the Influence (1974, Джон Кассаветис)

Женщина под влиянием / A Woman Under the Influence (1974, Джон Кассаветис)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,6; IMDb – 8,2

Мэйбл (Джина Роулендс) – домохозяйка в Лос-Анджелесе, любящая своего мужа Ника (Питер Фальк) и отчаянно желающая ему угодить. Ник много работает, поэтому мало времени проводит со своей семьёй. А Мэйбл увязает в заботе о детях, времени на себя у неё не хватает, и она не может выразить свои чувства. Постепенно у героини начинают проявляться признаки психического заболевания. Ник отправляет жену в психиатрическую клинику, а после её возвращения с разочарованием отмечает, что из спонтанной и весёлой Мэйбл превратилась в смирную и тихую. В конце концов, остаётся задаться вопросом, кто тут действительно сумасшедший и каково определение безумия.

Великолепие в траве / Splendor in the Grass (1961, Элиа Казан)

Великолепие в траве / Splendor in the Grass (1961, Элиа Казан)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,8

Сценарий написал известный драматург 20-го века Уильям Индж, взяв за основу сюжета произошедшую в реальности историю двух людей, которых он знал, когда рос в Канзасе. На первый взгляд это типичный пример трагической подростковой влюблённости. Но он замечательным образом выделяется в своём жанре достоверностью.

Фильм прекрасно рисует картину сексуальной политики своего времени и показывает, как культурно продиктованное подавление женской сексуальности может оказать глубоко разрушительное действие на человеческую психику.

Сквозь тусклое стекло / Såsom i en spegel (1961, Ингмар Бергман)

Сквозь тусклое стекло / Såsom i en spegel (1961, Ингмар Бергман)

Рейтинг на Кинопоиске – 8; IMDb – 8,1

На Бергмана повлияли труды религиозного философа Сёрена Кьеркегора и его фильмы отличаются от всех других чёрно-белых картин. В них всегда характерная атмосфера и значительный философский вес. История разворачивается на отдалённом острове, куда прибыл поглощённый собой и охваченный экзистенциальным кризисом романист Давид. С ним в отпуск приехал сын Минус, зять Мартин и только что выписанная из психиатрической больницы дочь Карин.

Карин страдает шизофренией и истерическими припадками. Она слышит голоса, неистово верит Бога и ждёт его пришествия. После инцидента с братом её состояние обостряется. «Сквозь тусклое стекло» – часть «трилогии веры» Бергмана (ещё «Причастие» и «Молчание»), поэтому здесь особое внимание режиссёр уделил проблеме постижения Бога и веры в него.

Три лица Евы / The Three Faces of Eve (1957, Наннэлли Джонсон)

Три лица Евы / The Three Faces of Eve (1957, Наннэлли Джонсон)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,2

Драма Наннэлли Джонсона «Три лица Евы» – адаптация документальной книги, основанной на реальном случае раздвоения личности. В лечении применялись методы, разработанные Юнгом и его преемниками. Поэтому фильм даже можно использовать в качестве наглядного пособия в лекциях по психиатрии.

Главная героиня Ева Уайт (Джоанн Вудворд) страдает диссоциативным расстройством идентичности. В скромной и робкой домохозяйке развивается альтернативная смелая и развязная личность, а уравновешивает их третья – умная и интеллигентная личность Евы.

Фильм пытается проиллюстрировать развитие индивидуальности, столкнувшейся с негативными аспектами, в целостную личность. Согласно Юнгу, это потребность в объединении своих негативных и позитивных сторон с сохранением публичного лица.

Змеиная яма / The Snake Pit (1948, Анатоль Литвак)

Змеиная яма / The Snake Pit (1948, Анатоль Литвак)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,7

Фильм основан на одноимённом полуавтобиографическом романе Мэри Джейн Уорд 1946 года и с самого начала переносит зрителя в психиатрическую клинику, где молодая женщина Вирджиния Каннингэм, придя в себя, не может вспомнить последние несколько лет своей жизни. Она не знает, как и почему оказалась в больнице, не узнаёт своего мужа. Доктор Кик пытается помочь пациентке, а в ходе терапии выясняется, что все проблемы Вирджинии связаны с травматическим событием из детства. К экрану приковывает и сама история, и реалистичное отображение темы, и игра блистательной Оливии де Хэвилленд, обладательницы двух Оскаров, многим известной по роли Мелани в «Унесённых ветром».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится