Иван Мештрович (Ivan Meštrović, 15 августа 1883 — 16 января 1962 гг.) — знаменитый хорватский скульптор ХХ века, выдающийся мастер монументального изобразительного искусства. Иван Мештрович также был талантливым зодчим и литератором, а на заре своей профессиональной карьеры неоднократно писал картины маслом. Творчество художника высоко ценили современники не только на Родине, но и далеко за ее пределами, а его биография насыщена интересными событиями.
Иван Мештрович на протяжении всей жизни много путешествовал по миру и увлеченно изучал работы великих скульпторов самых разных эпох. В своих произведениях он уникальным образом сочетал элементы всевозможных стилей искусства: от Античности и Возрождения до модерна и символизма.
Биография Ивана Мештровича
Иван Мештрович родился 15 августа 1883 года в деревне Врполье на востоке Хорватии в обычной крестьянской семье, но детство будущий скульптор провел в селе Отавице, неподалеку от Сплита, откуда были родом его отец и мать. С малых лет Иван любил слушать народные сказания, баллады и песни, которые оказали огромное влияние на формирование его личности.
У мальчика рано обнаружились способности к искусству, он с большим удовольствием занимался резьбой по дереву и рисованием. К счастью, его талант вовремя заметил сплитский скульптор Павао Билинич (Pavao Bilinić), который взял 16-летнего паренька учеником в свою мастерскую. Под руководством опытного наставника Иван быстро освоил азы скульптуры, а жена Билинича, работавшая учительницей в средней школе, помогла юноше восполнить пробелы в образовании.
Впечатленный ярким талантом своего ученика Билинич нашел богатого спонсора, согласившегося оплатить обучение Ивана в Венской академии искусств. И в 1901 году Мештрович попал в столицу Австро-Венгерской империи, где прожил последующие семь лет.
Поначалу учеба в академии давалась способному парню очень тяжело, так как он абсолютно не владел немецким языком. Но Иван, который очень хотел стать профессиональным художником, быстро справился с этими трудностями и уже к концу первого курса научился свободно разговаривать по-немецки.
В 1904 году Иван Мештрович женился на Розе Кляйн, с которой прожил почти 20 лет в браке. Поначалу отношения между супругами складывались хорошо, но позже они охладели друг к другу и развелись, хотя остались друзьями. Детей у них никогда не было, что, вероятно, и стало основной причиной разрыва отношений.
Уже в 1905 году Мештрович, который в то время был увлечен модернистским искусством, впервые принял участие в Венской художественной выставке, куда его пригласили члены группы «Сецессион». Работы молодого автора высоко оценили критики и с этого момента он приобрел популярность у публики. Тогда же у Мештровича появились первые частные заказы, и он начал зарабатывать приличные деньги.
Тем не менее в 1908 году, сразу же после окончания академии, Иван с женой переехали в Париж, считавшийся в начале ХХ века главным центром современного искусства. В столице Франции он арендовал студию и в течение двух лет создал более 50 скульптур. Парижский этап карьеры принес Мештровичу международное признание, а на Всемирной выставке 1911 года молодой скульптор завоевал золотую медаль.
Из Франции художник в том же году отправился в Белград, но прожил там только несколько месяцев, а потом перебрался в Рим, где увлекся изучением античной культуры. В Италии он встретил начало Первой мировой войны, во время которой активно выступал за создание независимого государства южных славян. Несмотря на ужасы кровавой бойни, четыре года сотрясавшие Европу, Мештрович вел весьма обеспеченную жизнь. Его работы принимали участие в международных выставках, а сам автор вскоре перебрался в Лондон, где принял активное участие в работе Югославянского комитета.
По окончании Первой мировой войны в декабре 1918 года было образовано независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев. Наконец художник, который к тому времени развелся с первой женой, смог вернуться на Родину. Вскоре он встретил новую любовь — Ольгу Кестерчанек, с которой прожил до самой смерти. Во втором браке у скульптора родилось четверо детей — две дочери (Марта и Мария) и два сына (Твртко и Мате).
Знаменитый мастер стал профессором Высшей школы искусств в Загребе, начался наиболее успешный и плодотворный этап его творческой карьеры. Художник много путешествовал по миру и везде его работы имели большой успех. Несмотря на многочисленные приглашения остаться в той или иной стране, он всегда возвращался в Хорватию, которую очень любил.
Но после начала Второй мировой войны беззаботная жизнь мастера закончилась. Когда на его Родине установился профашистский режим усташей, художник оказался в тюрьме. За прогрессивные антивоенные взгляды он был приговорен к смерти, но его спасло заступничество Ватикана. По личной просьбе Папы римского хорватские власти выпустили скульптора из заключения и вместе с семьей депортировали в Италию. Оттуда Мештрович перебрался в Швейцарию, где и встретил окончание войны.
Теперь в Югославии у власти оказались коммунисты, которые настойчиво призывали мастера вернуться. Но Иван Мештрович не был сторонником ленинских идей и принял решение уехать в США. В Америке он и прожил до конца жизни, только один раз в июле 1959 года посетив Хорватию. Во время этой последней поездки всевластный правитель Югославии Иосиф Броз Тито трижды лично разговаривал с художником, уговаривая того остаться, но не добился желаемого.
Последние годы жизни великий скульптор прожил с женой в небольшом городке Саут-Бенд в штате Индиана. А 16 января 1962 года Иван Мештрович умер в возрасте 78 лет. Согласно последней воле мастера, его тело спустя восемь дней после смерти нашло последний приют в семейном мавзолее в церкви Пресвятого Искупителя в Отавицах.
Самые известные работы Ивана Мештровича
Гениальный хорватский скульптор создал немало прекрасных шедевров, которые принесли ему всемирную славу. И все же, к числу самых известных работ Ивана Мештровича относятся:
- «Колодец жизни» (1905) — произведение, установленное на входе в Государственный театр Хорватии в Загребе. Художник символически изобразил вокруг колодца фигуры людей, находящихся на разных этапах жизни.
- «Лучник» и «Копьеносец» (1928) — две бронзовые скульптуры индейцев на лошадях, украшающие вход в Гранд-парк в Чикаго. Несмотря на характерные названия, автор намеренно изобразил воинов без оружия в руках, чтобы зрители могли сами силой воображения дополнить целостность общей картины.
- «Победник» (1928) — монумент, посвященный освобождению Сербии от многолетнего османского ига. На нем мужчина гордо возвышается над Белградской крепостью, держа меч в одной руке и орла в другой.
- Памятник неизвестному герою (1938) — огромный мавзолей, установленный на вершине горы Авала в Белграде. Этот шедевр является данью уважения всем югославским солдатам, погибшим в годы Второй мировой войны.
Иван Мештрович по праву считается самым известным хорватским скульптором всех времен. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, создавая уникальные произведения искусства на радость людям.