Амбициозной рыжеволосой красавице было мало завоевать внимание падишаха – она и гарем смогла перенести в центральную часть дворца, так, чтобы он располагался в непосредственной близости от залов, где принимались важнейшие государственные решения.
Дворец Топкапы: город в городе
В 1453 году Константинополь был захвачен османами, и уже спустя шесть лет на мысе Сарайбурну, где пролив Босфор и бухта Золотой Рог соединяются с Мраморным морем, был заложен дворец султана Мехмеда II Завоевателя. К работам были привлечены лучшие мастера. Структуру дворцовых помещений можно назвать беспорядочной – многое потом достраивалось и реконструировалось без оглядки на какой-либо общий архитектурный проект, исходя только лишь из актуальных потребностей. В итоге Топкапы стал похож на «город в городе» – и по количеству жителей, и по уровню организации хозяйства.
Со временем семья османского султана перестала выезжать из Стамбула. Жизнь женщин и наследников правителя протекала внутри дворца, оттуда же осуществлялось управление империей, в котором активное участие принимали те, кому, вообще говоря, полагалось провести жизнь в забвении и в полной изоляции от всего окружающего мира – наложницы султана. Известно, что самой могущественной из них за всю историю существования османской династии стала Хюррем, или Роксолана – в художественном пересказе эта история была воплощена в сериале «Великолепный век».
И пусть с исторической точки зрения далеко не все в нем безупречно, один из главных секретов притягательности «Великолепного века» для зрителей заключен в возможности «заглянуть» в святая святых султанского дома, «проникнуть» в комнаты, в которых не бывало гостей и случайных посетителей, несмотря на то, что общее количество проживающих могло составлять не одну тысячу человек. Знакомые по сериалу помещения и интерьеры – как они располагались в реальности и выглядели во времена «правления» Хюррем-султан?
Дворы Топкапы: от общедоступных ворот к строгой приватности
Входили во дворец и выходили с его территории через Императорские ворота. Не обитательницы гарема, разумеется – большинству из них был закрыт доступ куда-либо, кроме комплекса помещений, предназначенных для женщин султана. Зато свободные жители Стамбула могли попасть внутрь дворца – правда, лишь в так называемый Первый двор – самый большой из дворов Топкапы. А вот во Второй двор, через Ворота Приветствия войти было уже сложнее – пропускали не всех. Этот двор был окружен кварталами янычар, конюшнями, а также дворцовыми кухнями – огромными по площади сооружениями, которые должны были кормить до четырех тысяч человек ежедневно, а в дни государственных праздников – до пятнадцати тысяч.
Во Втором дворе султан нередко принимал иностранных послов и других официальных посетителей, здесь же происходили другие важные церемонии и торжества. Знаменитая Палата Совета, в которой визири обсуждали дела империи, с окном для султана, у которого он мог слушать заседание, оставаясь незамеченным, находится в глубине Третьего двора, и неподалеку от него возвышается башня Правосудия, откуда женская часть семьи султана могла наблюдать за событиями во дворе. Башня располагается между Палатой Совета и комплексом зданий гарема – настолько близко к центрам принятия решений удалось переместить гарем.
В Третий двор вели Ворота Счастья, но вели уже совсем избранных – любому случайному посетителю грозила неминуемая смерть за нарушение покоя в той части дворца, которую султаны отводили только для себя и своей семьи. Там же хранились сокровища османской династии и драгоценные мусульманские реликвии, располагались библиотеки, а еще – кварталы мальчиков-пажей. Из Третьего двора, уже без всяких ворот, можно было попасть в расположенный чуть дальше Четвертый, где были построены павильон для церемонии обрезания принцев-шехзаде и другие павильоны, располагалась башня главного наставника.
Гарем падишаха
Сооружения гарема не были подчинены единому архитектурному замыслу, зато занимали довольно большую территорию. Среди обитателей гарема были наложницы-рабыни, которые либо предназначались для увеселения султана, либо становились служанками дворца; родившие правителю ребенка, тем более – мальчика-наследника, получали более высокий статус, им полагалось не общежитие, как обычным наложницам, и не комната, как тем, на кого один или несколько раз обратил внимание падишах, а целые апартаменты – с собственными слугами. Самые большие и роскошные покои занимала мать султана, валиде, обладавшая практически неограниченной властью в гареме.
Неподалеку от помещений гарема находились покои и самого правителя, там же размещался Тронный зал или Зал развлечений, в котором проходили семейные торжества, где принимались особенно близкие гости, проводилась церемония никаха – свадьбы. Отдельный балкон предназначался для музыкантов – женщин из числа живущих в гареме. Общее количество обитательниц гарема составляло в правление султана Сулеймана примерно полсотни человек, при последующих правителях – значительно больше, их число достигало четырех и даже пяти сотен. Обеспечивали жизнь гарема черные евнухи, их в Топкапы насчитывалось до 1200. Здесь же располагались общежития евнухов.
Как и положено «городу», дворец содержал в себе несколько мечетей, в которых могли молиться обитатели Топкапы (отдельная была и на территории гарема), бани (они находились рядом с общежитиями каждой категории слуг), например, там, где жили повара, или евнухи. Удивительно, но при таком внушительном количестве жителей дворца довольно большая его часть пребывала в состоянии замкнутого уединения и наслаждалась тишиной – пусть даже порой зловещей и коварной. Общежития, мечети, хаммамы, арсеналы оружия, кладовые и прачечные, дворцовая больница и непременное подземелье для совершивших преступление – на территории резиденции султанов шла своя жизнь, одновременно похожая и не похожая на ритм большого Стамбула.
В 1923 году дворец Топкапы стал музеем, в его помещениях разместились многие тысячи экспонатов из истории империи и династии. Увы, пожары, которые время от времени охватывали территорию дворца, уничтожили довольно много ценных артефактов, включая, кстати, и гардероб Хюррем – что обидно, поскольку в отсутствие написанных при жизни портретов султанши платья могли бы дать хоть какую-то информацию о ее внешности. Поговаривали, что любимая женщина Сулеймана I была не так хороша собой, как считал сам султан, не то околдованный, не то нашедший в рыжеволосой наложнице по-настоящему родственную душу. А вот какой на самом деле была Роксолана, любимая жена султана Сулеймана.