Как голландский фотограф Виктор Мееуссен попал в ряды СС и почему его оттуда изгнали с позором
0
729
просмотров
Голландский фотограф Виктор Мееуссен был первопроходцем в сфере цветной фотографии. Его имя незаслуженно забыто и лишь единицы из профессиональных фотографов едва знакомы с его именем. Его работы практически невозможно отыскать даже во всемогущей Сети. Тем временем живое и дышащее искусство его глубоких потрясающих городских снимков просто завораживает.

Мастер несправедливо находился в забытьи десятилетиями и всё это из-за одного досадного случая. Как запятнало имя великого фотографа насильное зачисление в ряды СС и почему его оттуда изгнали с позором, далее в обзоре.

Художник с детства

Художник с детства Цветочный парижский магазин.

Виктор Мееуссен (Victor Meeussen) родился в 1911 году. Его отцом был голландский архитектор. Ещё будучи ребёнком он обрёл своё призвание. Его всегда манило искусство, только ему он желал посвятить свою дальнейшую жизнь. Мальчик мечтал поступить в Академию, чтобы изучать историю искусства. К сожалению, семья еле сводила концы с концами и денег на учёбу Виктора не было. Тогда юноша решил вплотную заняться фотографией. Это было ремесло при котором можно было не только заработать на жизнь, но и много путешествовать. Мееуссен решил, что так он сможет посмотреть мир, ознакомиться с различными произведениями искусства.

Фламинго в зоопарке Роттердама.
Амстердам, 1960 год.

Для того чтобы обрести необходимый опыт и навыки, Виктор почти год работал в различных фотостудиях Бремена совершенно бесплатно. После этого он победил в конкурсе фотографии, где призом был кругосветный морской круиз. Джек пот для провинциального фотографа. На круизном лайнере Мееуссен познакомился с корабельным фотографом Хансом Чирой. Именно он и научил его всему, чего он доселе не знал о своём ремесле. Чира был именитым профессиональным фотографом и даже имел честь снимать знаменитых кинозвёзд того времени. Среди его клиентов была сама Марлен Дитрих.

Скромный гений

Скромный гений Запотевшее зимнее окно.

Виктору было скучно снимать пейзажи. Его безумно влекло к людям, живым чувствам и искренним эмоциям. Работы Мееуссена спустя почти 80 лет выглядят так, как будто сделаны вчера. Да, по одежде, автомобилям на улицах и даже зданиям видно, что это съёмки середины 20 века. Но цветопередача, игра света и тени, размытие и постановка кадра — всё это выглядит просто фантастически идеально.

Нью-Йорк, 1950 год.
Световая реклама в 1950-х.

Снимки Мееуссена яркие, цветные. На них сплошь счастливые лица людей, живописные городские пейзажи, невероятно атмосферные кадры уличных кафе, таинственные лабиринты забытого старого сада и многое другое. По снимкам фотографа можно полностью выстроить понимание и представление о той, кажется, так давно ушедшей эпохе в истории человечества. Виктор никогда не делал постановочных фото. Всё, что он снимал, было в точности таким, каким видел его сам фотограф.

Испания, 1950 год.
Мальчик с воздушным шаром, 1937 год.

До нынешнего времени дошли жалкие единицы работ Мееуссена. Забвению фотографа способствовала его тяжёлая судьба и некоторые жизненные решения. Стечение обстоятельств и слепой случай не позволили ему в полной мере реализовать свой богатый потенциал. Талант и знания, творческие способности мастера не были оценены по достоинству. Сам Виктор тоже не особо стремился к славе. Знакомые фотографа вспоминают его, как весьма отстранённого, замкнутого, очень чувствительного, меланхоличного. Такой себе гений не от мира сего. Творчество Мееуссена было настоящей застывшей поэзией. По большому счёту между этими двумя видами искусства нет никаких рамок. И поэзия, и фотография полны лиризма. Где-то в высших сферах они встречаются друг с другом, смешиваются, пересекаются. Разница лишь в том, что литература ищет истину через слово, а фотография раскрывает свет.

Цветы и голландская теплица, где выращивают розы.

Роковое решение

Жизнь и карьеру фотографа, который мог стать мировой знаменитостью перечеркнул нелепый случай. На первый взгляд, что могло быть плохого в работе на уже тогда мощный и прославленный немецкий концерн «Фольксваген»? Но именно это в дальнейшем исключило Мееуссена из жизни на долгие годы. Абсолютно аполитичный фотограф был буквально силой зачислен в ряды СС. Он успел даже поучаствовать в битве при Арнеме, правда лишь в качестве репортёра. Командование прекрасно видело, что Мееуссен абсолютно не подходит для войны. Именно с этой позорной тогда характеристикой его сначала отправили в тыл. Там его всячески притесняли. Виктор был вынужден бежать в Нидерланды. Там его арестовали и отправили в лагерь для военнопленных. За фотографа очень просили его коллеги. Вскоре Виктора отпустили.

Живая изгородь.

Друзья поспособствовали переезду Мееуссена в Гаагу. Там он по протекции устроился в нефтеперерабатывающую компанию Esso на должность коммерческого фотографа. В свободное от работы время он продолжил заниматься своим любимым делом, снимал людей. В 1949 году Виктор Мееуссен вступил в общественную организацию «Сообщество фотографов Нидерландов». Виктора постоянно влекло к людям, он жаждал снимать живые эмоции. Свой буквальный подход к съёмкам он достаточно неожиданно сочетал со своим непреодолимым интересом к «субъективной фотографии».

В начале 50-х годов 20 века она начала зарождаться в Германии. Представители этого нового течения стремились с помощью фотографии выразить своё отношение к воспроизведённой реальности, в противовес объективному изображению происходящего. Для этого мастера намеренно использовали медленную выдержку, снимали не в фокусе, делали снимки с движущимся светом. Мастера фотографировали отражения на различных глянцевых поверхностях, в воде.

Коммерческое фото для нефтеперерабатывающей компании.
Тень и отражение соломенной крыши.

Эти годы стали для Виктора самыми продуктивными в плане творчества. В это время он очень много путешествовал. Его искусство по-прежнему обращено к человеку. Для него оно является полноценной личностью. Мееуссен вовсю изучает технические возможности фотографии. Он любил экспериментировать с формой и техникой, с целью раздвинуть границы мастерства. Его опыты с абстракциями, светом и размытием на то время были весьма передовыми. Фотограф участвовал в различных выставках. Более 11 лет Виктор преподавал фотографию в «Свободной академии изящных искусств» в Гааге. Студенты вспоминают его с теплом. Он был одним из немногих, кто поощрял практические занятия. Мееуссен часто фотографировал со своими учениками в городе, а после организовывал в родной академии выставки их работ.

Амстердам, 1971 год.

В 1970 году альма-матер Виктора реорганизовали. Его самого и два десятка его коллег уволили. В эти годы фотограф уже был сильно истощён продолжительной болезнью. Она изводила его долгие годы. В конце концов эта борьба вынудила Виктора закончить карьеру. Из-за негативного шлейфа службы в СС творчество Мееуссена до сих пор не получило должного признания. Один лишь нелепый случай привёл к тому, что его творчество и сейчас не изучено. А жаль. Ведь некоммерческие снимки Виктора профессионалы называют «духовным жанром». Его так катастрофически мало в голландской фотографии.

Если вас интересует фотография, прочтите нашу статью о другом талантливом городском фотографе, который делает снимки с глубоким смыслом: почему фотографа Йенса Крауэра называют «невидимкой».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится