Хильма аф Клинт родилась в 1862 году, недалеко от Стокгольма, в протестантской семье. Ее отец был картографом, и жили они в замке Карлберг – там располагалась военно-морская академия. Отец Хильмы был очень разносторонним человеком и сумел привить дочери любовь как к наукам, так и к искусству. Они вместе предавались занятиям музыкой и читали вслух друг другу труды Чарльза Дарвина. В десятилетнем возрасте Хильма начала брать уроки живописи.
Примерно в те же годы она познакомилась с Анной Кассель. Хрупкая рыжеволосая Анна стала близкой спутницей Хильмы на долгие годы. Любимой игрой девочек было вызывать духов – дети любят пощекотать нервы. Разумеется, никакие духи им не являлись. По крайней мере, тогда.
В восемнадцатилетнем возрасте Хильма пережила тяжелое потрясение - от гриппа умерла ее младшая сестра. Девушка так и не смирилась с этой утратой, но жизнь шла своим чередом.
Хильма аф Клинт стала одной из лучших учениц Королевской Академии художеств (там же училась и ее любимая подруга Анна Кассель). Она получила большую стипендию на открытие собственной мастерской, хорошо зарабатывала – писала портреты и суровые, энергичные пейзажи. Финансовая независимость позволяла ей не заботиться о замужестве – и, в общем-то, мужчины Хильму мало интересовали.
Она прекрасно разбиралась в точных и естественных науках, интересовалась эволюционными теориями и обожала математику, интересовалась современными течениями в искусстве – особенно ей нравился экспрессионизм Эдварда Мунка, участвовала в спорах и баталиях молодых художников. Все, кто ее знал, восхищались ее интеллектом и широкими познаниями в самых различных областях. Она всегда одевалась в черное и придерживалась вегетарианской диеты. Хильма была коммерчески успешной академической художницей, у нее был ум ученого. И тем удивительнее, что аф Клинт стала… медиумом.
Все с тем же безжалостным протестантским рационализмом она вгрызалась в труды Елены Блаватской и Христиана Розенкрейца. Для того времени это не было чудачеством – более известные пионеры абстракционизма, Пит Мондриан и Василий Кандинский, увлекались теософией и много писали о духовной составляющей искусства. Однако Хильма пошла дальше. Она не просто изучала истории о духах и потаенной, нематериальной стороне бытия. Она установила контакт.
В спиритическом кружке Хильмы было пять человек – она, Анна Кассель и еще три художницы. Все они были связаны с теософским обществом Швеции. Девушки читали Новый завет, медитировали, устраивали очистительные ритуалы и спиритические сеансы. Быть может, Хильма стремилась найти среди потусторонних голосов один, такой знакомый и родной – но к ней «приходили» неведомые существа со странными именами и нашептывали свои истории.
В 1906 году появилась первая серия абстрактных работ Хильмы аф Клинт… первая в мире. Задолго до сюрреалистов, пропагандирующих автоматическое письмо, аф Клинт стала использовать этот метод. Она утверждала, что не продумывает композицию и символизм работ – ее рукой водят внешние силы. Когда она показала свои работы члену теософского общества Рудольфу Штайнеру, он задумчиво сказал: «Вас не поймут и через полвека».
Это заявление выбило Хильму из колеи. В это же время ей пришлось расстаться с Анной – у той умерла младшая сестра, и горе спровоцировало тяжелейшее обострение астмы. Анне пришлось уехать на лечение. Мать Хильмы, давно овдовевшая, потеряла зрение, и Хильма переехала к ней. Она оставила свое увлечение спиритизмом и живописью.
Казалось, все кончено, но… В доме матери Хильма познакомилась с Томасин Андерсон – сиделкой. Женщины сразу почувствовали влечение друг к другу. Вдохновленная новой любовью, Хильма возобновила контакты со Штайнером (он создал в Швеции антропософское общество) и вернулась к занятиям живописью. К тому же она стала интересоваться ботаникой. На одной из выставок, где она представляла свои пейзажи, был и Василий Кандинский – правда, неизвестно, удалось ли им пообщаться. Анна Кассель, несмотря на измену Хильмы, помогла ей купить студию, куда художница перевезла свои многочисленные работы и переехала сама вместе с матерью и Томасин.
В зрелые годы Хильма уже не руководствовалась указаниями духов, сконцентрировавшись на собственных переживаниях. В ее работах отражается баланс мужского и женского, эволюция, связь человека и природы, красота мира и ужас войны, связь всего материального и духовного в мире.
Но мистика из жизни Хильмы ан Клиф не исчезла. В 1932 году она написала серию акварелей-карт с весьма милитаристскими названиями – «Блиц над Лондоном», «Бои в Средиземноморье»… За семь лет до начала Второй мировой войны художница сумела предсказать многие ее события в своих картинах.
Художница прожила восемьдесят два года, пережив на несколько лет обеих своих подруг, любовь которых питала ее творческий гений до последних дней.
Ключевой ее шедевр – масштабная серия под названием «Храм», включающая около двухсот полотен. Содержание работ не поддается интерпретации. Вместе с Анной Кассель она написала десять огромных картин, посвященных стадиям жизни человека – «Десять самых больших». В целом же ее абстракционистское наследие насчитывает тысячу двести живописных работ и рисунков. При жизни художницы они не экспонировались, более того – она завещала не показывать их публике в течение двадцати лет после ее смерти. Еще несколько десятилетий ее племянник, Эрик аф Клинт, получал отказы от художественных музеев…
Лишь в 1980-х годах был заново открыт феномен «матери абстракции» Хильмы аф Клинт, а в конце 2010-х ее творения увидела широкая публика.