Сегодня эта технология еще только развивается, но в виде трехмерных проекций уже выступили Майкл Джексон, Мадонна, рэпер Тупак Шакур, Виктор Цой, Михаил Горшенёв и Анна Нетребко.
История концертов голографических артистов еще пока очень молода. Начало им было положено в Японии, где виртуальные певцы любимы уже достаточно давно - полностью нарисованная Хатсуне Мику, например, бьет все рекорды популярности. Сначала девочку в стиле аниме с голубыми хвостиками на «живых» концертах показывали на большом экране, а затем придумали и реализовали технологию проецирования трехмерного изображения на прозрачный экран, расположенный под определенным углом к сцене. Конечно, недостатки у такой голограммы есть – иногда через артиста могут просвечивать предметы или лучи света, да и идеальное изображение видно не из каждой точки зала, но главное – начать, дальше, как известно, дело техники.
В 2006 году на премии «Грэмми» Мадонна удивила зрителей, выступив вместе с мультяшными персонажами. Группа Gorillaz сразу создавалась как анимационная, нарисована она была далеко не реалистично, а тут зрители увидели своих любимцев «вживую». Между смешными рокерами бегала энергичная Мадонна, которая под конец выступления тоже оказалась голограммой. В общем, шоу удалось.
То, что «оживление» давно ушедших звезд теперь не за горами, было ясно сразу, и действительно, в 2012 году на сцену вновь вышел репер Тупак Шакур, погибший в 1996-м. Зрители, конечно, были в восторге, хотя и отметили несколько неестественно-плавные движения «воскресшей» звезды. Дело в том, что для создания такого изображения внешний вид человека воссоздается в виде трехмерной модели, для этого используются его сохранившиеся изображения. А вот движения «снимаются» с живого человека-имитатора, который, обвешанный датчиками, должен танцевать, повторяя характерную хореографию. Эта технология также отработана уже на многочисленных персонажах, нарисованных для фильмов. Дальше изображения совмещаются, и воссозданный певец в результате не является просто записью старых концертов. Чего, конечно, нельзя сказать о звуке. Но в данном случае зрители заранее прощают вновь обретенному кумиру заведомую «фанеру».
В 2014 году на церемонии Billboard на одну песню «ожил» Майкл Джексон. У этого выступления тоже были свои недочеты, но зрители, рыдающие в зале, показали, что в принципе опыт удался. Хорошо поклонники отреагировали и на черно-белую голограмму Френка Синатры, появившуюся на юбилейной 50-й церемонии «Грэмми».
Наши разработчики тоже решили не отставать от мировых тенденций и первым делом «оживили», конечно, того, кто, судя по уличному искусству, и так жив в душах поклонников. В 2012 году в рамках выставки Future in Russia в Санкт-Петербурге на сцене появился Виктор Цой. Выступление зрителям понравилось хотя, с технической точки зрения, голограммы, конечно, еще далеки от совершенства.
На 30-летии группы «Король и Шут» фанаты смогли вновь увидеть на сцене ушедшего из жизни в 2013 году Михаила Горшенёва. Легендарный Горшок появился в огромном черном кубе, как будто сотканный из лучей прожектора. Не всем фанатам такое решение пришлось по душе, да и само изображение показалось не слишком реалистичным, однако Андрей Князев, экс-солист группы, в интервью сказал, что, по его мнению, Горшок любил перевоплощения и несомненно одобрил бы такой эксперимент.
Конечно, голограммы получаются более удачными, когда для их создания позирует сам певец. Вот, например, выступление нашей оперной дивы Анны Нетребко на церемонии «Тэфи» в 2015 году прошло с ошеломляющим успехом. На самом деле певица в это время находилась на гастролях в Германии. Этой технологии прочат огромное будущее. Самые предусмотрительные артисты уже сегодня «запасаются» сделанными «при жизни» голограммами, чтобы в дальнейшем у наследников их творчества не возникли проблемы. Да и в гастрольный тур, быть может, удастся когда-нибудь съездить в несколько городов одновременно. Хотя сегодня развитие голографических концертов тормозит их изрядная цена. В интервью MTV разработчик Ник Смит, создатель таких голограмм, заявил, что «Диапазон вложенных средств в использование голограммы на одно выступление — от 100 до 400 тысяч долларов». Причем это – лишь за один концерт, так как прозрачный экран является одноразовым. Поэтому, если владельцы авторских прав на записи Эми Уайнхаус и отправят ее через восемь лет после смерти в мировое турне, стоить билеты, по всей видимости, будут немало. Все средства, полученные в ходе выступлений, пойдут в благотворительную организацию, созданную семьей певицы и послужат профилактике алкогольной и наркотической зависимости у подростков.