Долина с непростой судьбой
Долина Омо, являющаяся ареной непрекращающихся племенных и партизанских войн и очагом торговли оружием и слоновой костью, продолжает хранить древнюю культуру. И хотя патроны для АК здесь считаются конвертируемой валютой, люди все еще не разучились радоваться жизни. Когда автоматы замолкают, просыпается древнее волшебство: сурма и мурси устраивают праздники, чтобы восславить Мать-Природу.
Среди пятнадцати племен, которые жили в этом регионе с незапамятных времен, сурма и мурси хорошо ладят друг с другом, разделяют вкус к росписи тела и экстравагантным украшениям, заимствованным у природы.
Не только ради красоты
Эти украшения часто практичны. Например, защищают от солнца. Когда женщины ходят из одной деревни в другую, они часто кладут на головы ветки и большие листья, чтобы те создавали некоторую тень.
Ежедневный ритуал кочевников
Речь идет не о какой-то определенной дате: сурма и мурси славят и благодарят природу каждый день. Они украшают себя природными материалами, и это превращается в настоящий парад африканской моды, которая столь же богата, как и эфемерна.
Эта декоративная ориентация на тело тесно связана с кочевым образом жизни. Тело рассматривается почти как часть территории, где кожа и плоть заменяют камень, керамику и текстиль, типичные для других культур. Сурма и мурси не ткут, не вышивают и не пишут картин. Для выражения творческих порывов они используют собственные лица и тела.
Кочевники всегда имеют возможность оставить все позади и продолжить свое путешествие. Только домашний скот - их единственное богатство, которым они владеют. Остальное их имущество ограничено тем, что они могут нести на своих плечах: несколько горшочков из глины и тыквы, посуда для еды и питья, шкуры и оружие (ножи у женщин и детей, автоматы у мужчин).
Их дома очень просты и сделаны исключительно из растительных материалов. Они не используют грязь или глину, а только ветви.
Племена селятся на берегу реки. В пик сухого сезона, в течение многих недель, предшествующих дождю, погода в этих широтах становится чрезвычайно тяжелой с температурами около 45 °C. В это время большая часть деревенской жизни происходит у реки, которая является единственным источником воды для людей и животных. Растительность у воды очень пышная, и эта роскошь похожа на некое подстрекательство: словно сама природа побуждает к самовыражению, к шоу, к пестрой росписи тел и лиц.
Секреты африканского дизайна
Дипломированный дизайнер сломал бы голову, подбирая цветы и краски. Сурма и мурси действуют исключительно инстинктивно, но твердо зная, что это сработает. Их образы спонтанны, никаких эскизов они не делают.
Эти люди не тратят времени на раздумья. Они живут так близко к природе, что действуют естественно и с удивительной скоростью: берут ветку, снимают кору и ловко превращают ее в корону или какую-то другую форму, а затем украшают фруктами, стручками, цветами.
И результат трудов выглядит волшебно. Любой, кто наблюдал за этими людьми в течение долгого времени, увидит, что они удивительно талантливы. Могут взять любой материал из растительного мира: лист, стебель, цветок, траву, корень - и мгновенно превратить его в аксессуар, изящный или массивный, удивительно органичный, но без малейшего оттенка абсурда и излишней вычурности.
Этот навык является неотъемлемой чертой тех человеческих обществ, которые живут в симбиозе с природой. Для них она предоставляет бесконечный и самый удивительный магазин аксессуаров, который вы можете себе представить.
Геологическое строение вулканической рифтовой долины весьма примечательно. На некоторых скалах видны слои разных цветов: красного, охристого, желтого, всех оттенков бежевого, чисто белого и светло-серого. Эта смесь пигментов предлагает обширную палитру цветов. Они очень концентрированные и чистые. Небольшой кусочек охры, измельченной галькой, при разбавлении большим количеством воды даст бледный цвет, а при добавлении всего нескольких капель - более темный оттенок. Зеленый получается из рассыпчатого камня, найденного на дне реки.
Эти рисунки на телах абсолютно спонтанны, и все же они никогда не повторяются и не имеют никакой основной системы. Чем-то они похожи на рисунки детей.
Отсутствие зеркал - до недавнего времени они были совершенно неизвестны племенам - возможно, способствовало абсолютной свободе этого искусства.