Как проходили съемки кинофильма «Ко мне, Мухтар!»: как Юрий Никулин подружился с собаками и почему Лев Дуров остался без штанов
0
0
533
просмотров
55 лет назад был снят замечательный фильм «Ко мне, Мухтар!». Мало кто знает, что у собаки из кинокартины был настоящий прототип – служебный пес Султан, участвовавший в пяти тысячах операциях и задержавший более тысячи преступников. Однако для того, чтобы создать этот образ на экране, потребовалась не одна, а целых четыре собаки. Процесс съемок был захватывающе-интересным, но порой и по-настоящему опасным для актеров.

Началась эта история еще в 1959 году, когда известный советский писатель Израиль Меттер в Музее ленинградского уголовного розыска собирал материал для очередного сценария. В одном из залов он увидел чучело собаки, рядом с которым можно было прочитать историю этого героического пса. Оказалось, что перед ним находится память о настоящем герое милиции, ставшем легендой уголовного розыска. За время своей службы Султан помог найти похищенного имущества на общую сумму в три миллиона рублей. Однако, как рассказал писателю перед уходом один из служителей музея, финалом его жизни была тяжелая одинокая старость.

К сожалению, так часто бывает со служебными собаками, которые вырабатывают свой ресурс и «уходят на пенсию». Тогда-то Израиль Меттер и решил, что обязательно напишет книгу на эту тему. Встретился он и с отставным майором Петром Бушмином, работавшим с Султаном. В результате писатель создал психологическую повесть «Мухтар», по мотивам которой через несколько лет начали снимать фильм.

Пётр Серапионович Бушмин и Султан – прототип кинематографического Мухтара
Чучело Султана В музее МВД

Любые фильмы с животными в главной роли редко обходятся одним актером. Процесс съемок очень сложен, и хвостатым звездам обязательно нужны дублеры. В случае Мухтара, тем более, требовались собаки разного возраста. Двух служебных псов предоставило МВД СССР. Опытные «служивые» Урал и Байкал сначала были основными актерами. Еще одну молодую собаку Мосфильм купил для съемок.

Этот Мухтар, которого так и назвали, жил на киностудии, но из-за игривого и непослушного характера его использовали только в сценах, где требовалось подчеркнуть молодость животного. Во время подготовки к фильму Юрий Никулин по-настоящему освоил профессию кинолога. Каждое утро он приходил в питомник, выгуливал и кормил своих напарников по съемочной площадке. Актер даже прошел курс обучения у настоящих специалистов этого дела.

Юрий Никулин в фильме «Ко мне, Мухтар!», 1964 год

Наконец съемки начались… и тут же были прерваны на неопределенный срок. Снимать начали с конца – с зимней сцены, где Мухтар идет по следу рецидивиста, убившего колхозного сторожа. Для того чтобы имитировать сильную метель, включали мощный ветродуй с самолетным пропеллером. Все собаки, несмотря на свою подготовку, так испугались шума, что просто убежали с площадки. Съемки задерживались, а каждый день простоя стоил три тысячи рублей. Тогда вспомнили, что еще некоторое время назад писатель-любитель из Киева Михаил Длигач присылал свой вариант сценария по этой же повести и предлагал для съемок собственного пса.

Решили попробовать этот вариант и не ошиблись. Собака по кличке Дейк (названная в честь Ван Дейка) оказалась заслуженным чемпионом, опытным участником выставок и настоящим сокровищем для фильма. Именно она в результате исполняла все самые сложные моменты. Юрий Никулин, который на время поселил и хозяина, и собаку и у себя на квартире, долго и сложно завоевывал доверие невероятно умного животного, но постепенно ему это удалось.

Партнеры по съемочной площадке фильма «Ко мне, Мухтар!» Юрий Никулин и пес Дейк действительно очень подружились

В своих воспоминаниях Юрий Владимирович так описывал этого уникального актера:

«Из четырех собак, снимавшихся в роли Мухтара, самым талантливым артистом оказался именно Дейк. Он даже полюбил сам процесс съемок; стоило режиссеру крикнуть в микрофон: «Внимание. Мотор. Начали!», как Дейк кидался к съемочной площадке, стараясь попасть в ближнюю точку перед кинокамерой. Его совершенно очевидно не удовлетворяли массовки и мелкие эпизоды, он ощущал себя центральным героем фильма и обожал крупные планы».

Особенно пес удивил всех в момент съемки сцены у ветеринара, где он должен был изображать раненого. Как только Дейка положили на стол и включили освещение, он вдруг тяжело задышал, как будто и правда был при смерти. Пораженный режиссер тихо сказал: «Скорее снимайте!». Сцена, которую считали трудновыполнимой, закончили буквально мгновенно.

Однако случались в этой работе и опасные моменты. Кадры задержания преступников, где животные должны были проявлять агрессию, снимали по-настоящему, ведь обученным служебным собакам не объяснишь, что они должны кусать человека «понарошку». Особенно тяжело дались съемки момента, в котором Мухтар должен нападать на свою бывшую хозяйку. Сначала вместо актрисы Аллы Ларионовой снимали дублершу, обмотанную слоями плотного войлока. Однако отснятый материал не понравился, и Ларионова предложила снимать ее, причем с минимальной защитой. Рассчитали, что собака должна вцепиться в руку актрисы, если та выставит ее вперед. На эту руку под шубу одели несколько пластиковых колец. Решили, что работать будет Дейк. Хозяин Михаил Длигач так волновался, что несколько раз срывал дубли, врываясь в кадр, чтобы оттащить пса. Юрий Никулин так вспоминал этот эпизод:

«Объявили короткий перерыв. Ко мне подошел Туманов (режиссер).
- У меня к вам огромная просьба,- сказал он тихо. - Как только собака бросится на Ларионову, умоляю вас, хватайте Длигача за полушубок и секунды три его подержите. Сосчитайте: раз, два,три - и только тогда отпускайте.
Приготовились к съемке.
- Мотор! - прозвучала команда. Дейк бросился, актриса выставила вперед руку, и пес вцепился в нее. Я в это время схватил сзади Длигача за полушубок и держал что есть силы. А он, хотя с виду и тщедушный, развернулся и ударил меня в скулу, да так сильно, что я упал в снег. Так сняли этот кадр.»

Актриса Алла Ларионова сама снималась в опасной сцене с нападением собаки

Однако больше всего на этих съемках досталось Льву Дурову:

«Я играл эпизодическую роль бандита и должен был убегать от Мухтара по длинному коридору, а потом залезть на стену. На меня надели две пары штанов, на руку - кожаную крагу, чтобы я мог отбиться. «Мотор!» - я бегу, добежал до стены, и тут Мухтар со всей силы бьет меня между ног. Я разжимаю руки, падаю и вижу пасть у своего горла. Выставляю вперед крагу, но умный пес кусать ее не стал, а вцепился в незащищенную руку. Когда подбежал дрессировщик, на мне были только трусы и крага, остальное лежало вокруг, разорванное в клочья».

Кстати, оказалось, что пес не просто так чуть не убил знаменитого актера:

«Выяснили, отчего пес озверел. Оказывается, один из актеров в перерыве между съемками съел его суп из куриных шеек, и Мухтар выместил обиду на мне».

На съемках фильма «Ко мне, Мухтар!» собаки по настоящему нападали на «злоумышленников»

К концу съемок Юрий Никулин так подружился с Дейком, что даже в шутку спорил с хозяином о том, кого собака слушается лучше. Она выполняла команды одинаково охотно, однако оказалось, что собачья верность – это не пустой звук:

«- Как бы он ни слушался тебя, - сказал Длигач, - а хозяин все-таки я.
- Так-то это так, - вроде согласился я. - Но вот три последние недели Дейк каждое утро будил меня! И просил, чтобы я с ним шел погулять. Хотя ты, хозяин, спал в соседней комнате.
Длигач засмеялся и сказал:
- Так вот знай - каждое утро он будил меня, а я ему говорил: «Иди к Юре. Он с тобой погуляет»


Фильм получил такую популярность у советских зрителей, что в последующие несколько лет Юрия Никулина просто завалили подаренными щенками всех пород. Юрий Владимирович шутил, что теперь ему обязательно требуются съемки второй серии «От меня, Мухтар!».

Овчарка по кличке Дейк, сыгравшая главную роль в фильме «Ко мне, Мухтар!» в гостях у Юрия Никулина, 1964 год

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится