Шотландская девушка с интересной судьбой
Кажется, с самого рождения жизнь Кристины была тесно связана с искусством. Она появилась на свет в 1796 году и все детство провела в небольшом городке Кингхорн в Шотландии. Время от времени ее семья перебиралась в Лондон, где жил дядя Кристины, который тоже работал художником. Считается, что именно он и обучил девочку азам живописи. Никаких профильных курсов для женщин в те годы, конечно, не было.
В 1822 году Кристина связала свою жизнь с другим деятелем искусства - ее мужем стал художник Джеймс Робертсон. Вместе они поселились в Лондоне. Кристина успешно совмещала роль матери (у нее было четверо детей) и художницы. Ее картины выставлялись в галереях Лондона и Эдинбурга. Кристина стала первой женщиной, которая вошла в Шотландскую академию художеств.
Первый приезд в Санкт-Петербург
Добившись успеха у себя на родине, Кристина отправилась покорять другие страны. В 1839 году художница по приглашению приехала в Петербург. Она не была новичком, которому нужно было завоевывать внимание аристократов. Наоборот, они сами хотели получить портрет от именитой художницы.
Несколько ее картин успешно тиражировались в гравюрах. Популярность модной художницы не осталась незамеченной царской семьей. Вскоре Кристину пригласили во дворец, где она писала портреты Николая I, его жены и дочерей. Они так понравились императору, что в 1841 году он выставил их в Академии художеств.
Художница, которая отобрала работу у русских портретистов
Кристина пользовалась огромной популярностью у русской знати. Так, граф Бутурлин в одном из своих писем жаловался, что госпожа Робертсон отбирает работу у отечественных портретистов. Художница рисовала портреты в необычном для русского вкуса стиле, за что ее и полюбили аристократы. Кристина знала цену своим работам. Портрет, нарисованный ею в полный рост, мог стоить от 4000 до 5000 рублей. За эту сумму можно было купить небольшой дом в провинции.
Только за портрет императорской семьи в полный рост художница получила баснословные 100 тысяч рублей серебром. И все же это не удержало Кристину в России. Вскоре она вернулась домой, где продолжила заниматься творчеством.
Триумфальное возвращение в Россию
Робертсон вернулась в Санкт-Петербург только в 1847 году. И снова художница не знала отбоя от клиентов. Ее портреты пользовались неслыханной популярностью. В 1849 году она снова была приглашена в Зимний дворец. В этот раз ей было предложено нарисовать двух невесток Николая I. Впрочем, портреты императору не понравились. Он приказал художнице перерисовать их, но и переделанная работа его не устроила. Спустя два года Николай I вернул Робертсон портреты невесток. И при этом отказался их оплачивать.
Пожалуй, именно этот момент можно назвать переломным в карьере Кристины. Такая открытая немилость императора быстро стала достоянием общественности. Аристократы Петербурга делали все меньше заказов. И доходы художницы начали существенно падать.
Жизнь художницы нельзя назвать безоблачной
Быстрый триумф вскоре сменился упадком. Поэтому жизнь Кристины в России точно нельзя назвать безоблачной. Робертсон водила дружбу со многими знатными особами Санкт-Петербурга, но это едва ли помогло ей наладить свое финансовое положение.
Ситуация усугубилась, когда в декабре 1852 года умер муж Кристины. У художницы практически не осталось денег, поэтому она была вынуждена обратиться к великой княгине Марии Николаевне с просьбой о выплате денег за прошлые заказы. Ей их не оплачивали еще с 1849 года. В то же время сама Кристина жаловалась на слабое здоровье. В 1852 году ей исполнилось 56 лет. С момента приезда в Россию в 1847 году она ни разу не была дома. Художница писала, что очень скучает по своей семье и детям. Она мечтала вернуться в Англию, но у нее не было денег на обратный билет.
Впрочем, ее мечтам так и не удалось сбыться. Кристина умерла в Санкт-Петербурге, так и не увидевшись со своей семьей. Художнице на тот момент было всего 58 лет. И с ее гибелью завершилась череда обмена культурным опытом между Россией и Великобританией. Тот же граф Бутурлин пишет, что популярность портретов Робертсон быстро сошла на нет, и многие из них пылились в галереях.
На самом деле это не совсем так. Доподлинно известно, что портреты Николая I и его жены украшали кабинет их сына - императора Александра II, который особенно ценил стиль Робертсон. Всего художница успела нарисовать более 60 картин, на которых была запечатлена почти вся петербуржская знать того времени. Кристина также оставила немало пейзажей и натюрмортов, благодаря которым мы сегодня можем посмотреть на интерьеры и дворцы аристократов.