Он пошел по их стопам и тоже связал свою жизнь с кинематографом – начинал свой путь в качестве актера, а потом стал сценаристом и режиссером. Он восхищался талантом отца и сокрушался по поводу того, что до его 18-летия мать препятствовала их общению. А сейчас она отказывается видеться и с ним самим и его сестрой. К сожалению, время так и не помогло им избавиться от взаимных обид и найти общий язык.
Одиночество в семье
Брак с Владимиром Басовым стал для Натальи Фатеевой вторым. В первый раз она вышла замуж еще в студенческие годы в родном Харькове, но этот брак долго не продлился. После развода Фатеева переехала в Москву, окончила ВГИК и начала сниматься в кино. С Басовым они познакомились на съемках фильма «Случай на шахте восемь». Вскоре после завершения совместной работы они поженились, а через год у них родился сын. Его назвали в честь отца.
Позже актриса жаловалась на то, что все заботы о ребенке и домашнем хозяйстве легли на ее плечи. По ее словам, она не могла отказаться от съемок по двум причинам: ее кинокарьера только набирала обороты, и она не смела позволить себе паузы, а вот у мужа часто случались простои в работе, и ей приходилось содержать семью. К тому же Басов сильно пил и изводил ее ревностью, из-за чего их брак впоследствии и распался.
В таких условиях заниматься воспитанием сына было практически некому – и отцу, и матери было не до него. Когда Володе исполнилось 4 года, они развелись, и Фатеева отправила сына к своим родителям в Харьков. Впрочем, мальчик из-за этого не страдал – с бабушкой и дедушкой ему жилось очень комфортно. В детстве он даже считал их своими родителями, ведь мать напоминала о себе очень редко. Она приезжала на день-два, а потом пропадала на полгода.
Однажды Володя заболел свинкой, и к нему в Харьков примчался отец. Басов хорошо рисовал, и чтобы развеселить сына, нарисовал ему смешную историю в картинках, о мальчике, внутри которого поселился поросенок. Володя не чувствовал себя брошенным. Он сильнее переживал, когда пришла пора идти в школу, и мать решила забрать его обратно в Москву.
К тому моменту актриса снова вышла замуж – за космонавта Бориса Егорова. Свободного времени у нее стало еще меньше, ведь ее кинокарьера пошла на взлет. И Фатеева решила отдать сына в интернат. Володя недоумевал: «Что я, маленький мальчик, мог возразить? Это уже повзрослев, я не раз задавался вопросом: зачем надо было срывать ребенка из Харькова, где ему было так хорошо? Нет, в интернате меня никто не обижал. Но большинство ребят родители забирали на выходные, а мне такое счастье выпадало нечасто».
Иногда его забирал на выходные отец, но эти встречи были редкими. Когда его вернули из интерната домой, Басов раз в месяц звонил ему по телефону. Позже Володя узнал, что на самом деле отец звонил гораздо чаще, но мать не звала его к телефону. Актриса объясняла это тем, что «оберегала» сына, постоянно повторяя, что Басов ему больше не отец. Она препятствовала их общению, пока мальчик рос, и только после 18 лет он смог наладить отношения с отцом. К тому моменту он был уже студентом ВГИКа.
Как на экранах появился еще один Владимир Басов
Конечно, Володя с самого детства мечтал стать актером. Впервые на съемочной площадке он оказался еще в 12 лет. Он снялся в фантастическом фильме Ричарда Викторова «Москва–Кассиопея», а спустя год – в продолжении, «Отроки во Вселенной». Атмосфера съемок так его захватила, что после школы он твердо решил поступать в театральный вуз.
Еще в школьные годы он начал встречаться с одноклассницей Олей. Позже они поженились, прожили вместе всю жизнь и вырастили сына. Володя с юности мечтал о крепкой семье, и ему удалось эту мечту осуществить. Именно Оля и настояла на том, чтобы они однажды зашли в гости к его отцу. Басов жил неподалеку, они проходили мимо, и девушка предложила вот так спонтанно, без предупреждения нагрянуть к нему домой. А отец будто ждал их – тут же пригласил к столу и признался, что очень давно ждал этой встречи.
Владимир Басов чувствовал свою вину перед сыном, и после того, как они наконец начали общаться, старался во всем ему помогать. Он снял Володю в своих фильмах «Время и семья Конвей» и «Семь криков в океане». А когда сына призвали в армию, похлопотал о том, чтобы он проходил службу при Театре Советской Армии. Фатеева не приняла невестку в своем доме, и паре пришлось от нее съехать. Тогда Басов помог им снять квартиру и позже часто оказывал материальную помощь. К сожалению, им было отмеряно немного – в 1987 г. он ушел из жизни.
В 1980-х гг. Басов-младший продолжал сниматься в кино. Самой яркой его работой этого периода стала главная роль в детективе «Чужие здесь не ходят». Позже ему стало тесно в рамках актерской профессии, и в 1993 г. он дебютировал в качестве режиссера в фильме «Бездна (круг седьмой)». Позже в его фильмографии появилось еще 27 режиссерских работ. Его излюбленным жанром стала мелодрама.
Он никогда не оспаривал творческих заслуг своих родителей и даже не думал вступать в соревнование с отцом – тот был для него гением, недостижимой вершиной. Когда его представляли, он сам просил, чтобы к его имени добавляли слово «младший», ведь Владимир тоже стал режиссером, из-за чего часто возникала путаница – кто какой фильм снял.
Непрощенные обиды
Однажды Фатеева заявила невестке, что Володя был нежеланным ребенком, и дочь Наташа от Бориса Егорова ей намного ближе. Но с годами ее отношения и с сыном, и с дочерью окончательно испортились. Басов-младший рассказывал: «По большому счету, у нас с Наташей не было семьи, хоть и жили с матерью под одной крышей. Вроде вместе и в то же время порознь… Когда Наталья Николаевна болела, мы с сестрой были с ней и дома, и в больнице, когда ее выписывали. Мы помогали. Потом ей стало лучше, и она решила, что мы – бремя. Она спровоцировала ссору, поэтому мы не общаемся… Ей удобно, когда нет никого вокруг».
Владимир признается: так же, как когда-то мать «оберегала» его от отца, сейчас она сама «оберегает» себя от детей. Когда сын звонит ей, она попросту бросает трубку, едва услышав его голос, а на сообщения не отвечает. Еще несколько раз она пыталась устроить свою судьбу, но на склоне лет осталась в одиночестве. И в свое личное пространство отказывалась пускать даже дочь и сына. Владимир считает, что мать по природе своей – одиночка, и она быстро устает от постоянного присутствия даже близких людей.
Басов-младший говорит, что мать для него так и осталась человеком-загадкой. Она всегда охотно помогала чужим людям, занималась благотворительностью, заботилась об уличных кошках. А вот к родным людям была холодна. Никому из них не хватило мудрости сделать первый шаг и пойти на примирение. И Владимир так и не решился подойти к ней, обнять и сказать: «Мама, я тебя люблю». Но за ее состоянием он следит издалека, через знакомых узнавая о том, как она себя чувствует.
Он до сих пор теряется в догадках: «Может, моя мать сознательно заточила себя в своем одиночестве, чтобы никто не смог ее предать, обидеть или воспользоваться? Может, так она защищается от мира? Может, страдает от того, что не видит своих детей? Не знаю… Мне кажется, ей хорошо одной в своем маленьком мирке. Спокойно».
В семье с Валентиной Титовой у режиссера тоже не все было гладко: Почему сын Владимира Басова Александр много лет чувствует свою вину перед отцом.