Сотни и тысячи церквей на севере России - что с ними произошло?
Русский Север – явление особенное не только благодаря уникальной природе, но и из-за сформировавшегося там особенного направления архитектуры. Это следы так называемого «деревянного века», в котором давным-давно жили славяне. Лес занимал в их жизни исключительно важное место, он создавал почву для возникновения языческих персонажей, мифов и поверий, он обеспечивал людям пропитание, бесперебойно поставлял строительный материал для жилья и для сооружений культа. С крещением Руси началось и возведение христианских храмов, и если в городах, особенно в столице, для их строительства еще применялся камень, то провинциальные церкви сооружали деревянными.
Основой любого такого строения был бревенчатый сруб, который строили при помощи топора, а вот верхняя часть, форма, силуэт церкви уже становились самыми разнообразными, при соблюдении, само собой, византийских канонов относительно правил устройства храмов.
Если жилые бревенчатые дома и различные хозяйственные постройки делали невысокими, приземистыми, то при возведении церкви придерживались обратного правила – готовое здание было высоким, бросалось в глаза издалека и притягивало взгляд своими очертаниями. Церкви не просто выделялись на фоне других строений, они были вписаны в окружающий пейзаж, и этот навык – объединить в один ансамбль и созданное природой, и творение человеческих рук - мастера-плотники прошлого передавали из поколения в поколение, создав совершенно особенный феномен в русской архитектуре.
Немудрено, что большое количество художников прошлого совершали паломничество по северным землям, там они не только искали вдохновения в общении с природой, но и прикасались таким образом к искусству предков. В такие поездки отправлялись, в числе других, Василий Верещагин, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.
Очевидно, огромное количество древнерусских храмов – и в средней полосе, и на севере, возводилось из дерева, но, к сожалению, в силу особенностей этого строительного материала, до нынешнего времени большая их часть не сохранилась.
Дерево, будучи легким для обработки, доступным, имеющим хорошие теплосберегающие качества, помимо этого легко горит и подвержено воздействию окружающей среды – даже при тщательном уходе за сооружением дольше четырехсот лет его, как правило, не сохранить, а по факту храмы русского севера разрушаются и исчезают значительно раньше.
Что уже потеряно и что еще можно спасти?
На территории республик Коми, Марий Эл и Карелии, а также Архангельской и Вологодской областей насчитывается несколько тысяч памятников деревянного зодчества, среди них около семисот храмов и часовен, и количество это стремительно падает.
Уже сейчас это довольно поздние сооружения, храмов, которые датировались бы XVI веком – единицы. С дореволюционных времен, когда эти здания использовались в богослужениях, к настоящему времени осталась лишь треть. Быстрое разрушение церквей от гниения, пожаров, отсутствия ухода началось после распада Советского Союза. До 1991 года здания сохранялись, как ни парадоксально, благодаря тому, что использовались как склады и вообще хозяйственные постройки. Кроме этого, в конце прошлого века увеличился отток населения из северных сел и деревень, и заботиться о старинных церквях становилось попросту некому.
Сохранению исторического наследия в какой-то мере способствовало и способствует создание музеев-заповедников, их активно строили и открывали в шестидесятых-семидесятых годах XX века. Появился заповедник Кижи в северной части Онежского озера, он объединил как исторические, местные архитектурные ансамбли, так и те, что были разобраны и привезены на остров из других уголков русского севера.
Перемещение объектов деревянного зодчества на новое место с целью сохранения – один из способов решения проблемы, но он не идеален. При транспортировке и последующей обработке нередко теряются отдельные элементы конструкции и декора, а кроме того, храм оказывается вырванным из того ландшафта, в котором сооружался. И все же часто такая мера – единственный способ спасти здание. Этнографические музеи и музеи деревянного зодчества, помимо Карелии, есть в Архангельской и Вологодской областях, под Новгородом, во многих других регионах страны, включая и Москву, где работает музей «Коломенское».
Волонтеры, которые восстанавливают церкви
Те же храмы, что остаются на своих местах, как правило, обречены на разрушение. Правда, некоторое время назад начал свое существование волонтерский проект, который направлен на сбережение памятников русского деревянного зодчества. Сотни добровольцев – из России и других стран – принимают участие в восстановлении и поддержании состояния храмов Севера. Они не вправе заниматься реставрационными работами, несмотря на то, что в состав экспедиций, как правило, входят именно профессионалы в этой области – архитекторы, реставраторы, сотрудники музеев. Задача волонтеров – выполнение аварийных работ, тех, что направлены на поддержание памятников до начала официального их восстановления.
За одиннадцать лет волонтеры спасли от разрушения более ста тридцати храмов. После восстановления зданиями занимаются местные жители – когда начинают в видеть в привычных развалинах памятники истории и искусства.
И все же по большинству деревянных церквей русского Севера ситуация остается практически безнадежной, и архитектурные свидетельства прошлого, за редким исключением, продолжают превращаться в руины.