Но сначала о богах. Как все знают, пантеон божеств древних римлян был не просто большим, он был огромным, и до принятия римлянами христианства разрастался примерно с такой же скоростью, с какой разрасталась Римская Империя. Дело в том, что, присоединяя к империи новые страны, римские императоры включали в пантеон и богов, почитаемых на территориях тех областей, которые становились частью Империи. Впрочем, территориальные завоевания римских полководцев были не единственным способом, с помощью которого местечковый бог мог попасть в пантеон римских небожителей. Иногда бог той или иной страны просто становился модным. Самый яркий пример подобного — египетская богиня Исида (Изида).
Ее культ был известен в Риме еще с третьего века до нашей эры, но популярной богиня Исида стала после того, как вначале Цезарь, а затем и Марк Антоний поочередно воспылали страстью к Клеопатре, которая была не просто царицей Египта, но и самопровозглашенной дочерью богини. Правда, если в египетской мифологии Исида была воплощением женственности и материнства, то в римском культе ей отвели роль богини вечного возрождения и часто соотносили с греческой Деметрой.
Еще один пример интеграции «иностранного» бога в римский пантеон — Митра — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, договором, согласием и солнечным светом; почиталось у индоариев, как ведийское божество, а у иранцев — как божество зороастризма. В первые века нашей эры иранский бог стал очень популярен среди римских легионеров и солдат, они верили, что Митра приносит удачу в бою. Еще более любопытно, что для совершения магических ритуалов древние римляне предпочитали обращаться не к своим, римским богам, а к иноземным: египетскому Птаху (бог-творец) и Сету (бог разрушения), Абракасу (Кабалла) и к богине Анне Перенне.
Чтобы убедиться в правдивости моих слов, достаточно заглянуть в музеи комплекса Terme di Diocleziano, что расположены в Риме рядом с вокзалом Roma Termini. Здесь на месте руин гигантских бань (в древности они занимали площадь около 13 гектаров), построенных всего за 8 лет в период с 298 по 306 год нашей эры, устроен Национальный римский музей, где хранится множество артефактов римского периода, обнаруженных в итальянской столице и ее окрестностях. Кстати, именно благодаря Terme di Diocleziano главный вокзал Рима и называется Roma Termini, руины древнего термального комплекса расположены буквально через дорогу от центральной железнодорожной станции.
В 1999 году коллекция музея пополнилась удивительными экспонатами, позволяющими по новому взглянуть на магические ритуалы, которые практиковали древние римляне. Произошло это, как часто бывает в Италии, совершенно случайно. Рабочие, строившие подземный паркинг на севере Рима, в квартале Париоли (Parioli), обнаружили под землей прямоугольный резервуар для родниковой воды, наполненный любопытными предметами: монетами, амфорами, контейнерами, внутри которых были запечатаны кости животных и ритуальные фигурки, кувшинами и металлическими медальонами с начертанными на них древними надписями.
Прибывшие на место строительства паркинга историки и археологи безошибочно определили — рабочие обнаружили мистический фонтан богини Анны Перенны, одно из главных ритуальных мест Древнего Рима.
КТО ТАКАЯ АННА ПЕРЕННА?
Если о Сете или Птуху все что-нибудь, да слышали, то о богине Анне Перенне даже итальянским историкам известно чрезвычайно мало. Имя богини расшифровывается, как «annus perennis», то есть «вечный год», кстати, в итальянском языке слово «anno» до сих пор означает «год». Считается, что культ Анны Перенны — более древний, чем культы классических римских богов, ибо достался он римлянам в наследство от неиндоевропейских народов, населявших полуостров до прибытия на него латинов и греков. Анна Перенна считалась олицетворением Луны, благодаря которой год делится на месяцы, и женским воплощением древнего бога дверей (то есть начала и конца) Януса.
А вот дальше начинается непонятное. Во-первых, неизвестно, как выглядела богиня, даже Овидий дает ей совершенно противоположные описания, во-вторых, детали ее биографии противоречат друг другу. По одному из мифов, записанных Овидием, Анна была любовницей героя Энея. Она прибыла к нему из Карфагена в Италию, что, по понятным причинам, очень не понравилось Лавинии — жене Энея. Спасаясь от гнева супруги возлюбленного, Анна бросилась в реку Нумиция и попросила защиты у бога Нумия, после чего стала речной нимфой. Считалось, что мартовское половодье на реке Нумиция напрямую связано с этим мифом. Согласно другому мифу, Анна была старухой, которая подкармливала свежим хлебом простой люд, укрывшийся на Священной горе во время войны между римскими патрициями и плебеями. Согласно третьему мифу, Анна была дряхлой старухой, которая умела привораживать. Именно к ней обратился бог Марс, желавший соблазнить богиню-девственницу Минерву. Анна согласилась, но в назначенный час пришла на свидание к богу войны сама, приняв образ юной Минервы. Когда же Марс бросился целовать возлюбленную, Анна Перенна приняла свой обычный образ и начала грубо насмехаться над посрамленным богом.
Так или иначе, но культ Анны Перенны был связан с наступлением Нового года, который по древнему римскому календарю начинался с Martius, то есть с марта.
Новый год и празднования в честь Анны Перенны традиционно устраивались в Риме во время мартовских ид, то есть 15-го числа первого месяца весны. Традицию попытался изменить Юлий Цезарь, который по совету египетского астронома Созигена провёл коренную реформу календаря, ориентируясь на стандарты, принятые в Египте. Кстати, убит Юлий Цезарь был как раз 15 марта, то есть в день Анны Перенны, так что многие современники Цезаря искренне полагали, будто заговорщикам помогала сама богиня, ведь она не могла не гневаться на Цезаря за изменение системы летоисчисления.
До того, как рабочие, строившие на севере Рима подземных паркинг, раскопали фонтан Анны Перенны, о традициях празднования мартовских ид или римского Нового года историки знали немного. Было известно, что обычай пить в большом количестве вино в честь наступления Нового года зародился именно здесь, и был связан с суеверием о том, что количество выпитых бокалов вина в этот день напрямую связано с количеством лет, которые проживет человек, словом, чем больше бокалов выпил, тем дольше будешь жить. Второй обязательной составляющей праздника было исполнение песен похабного содержания, таким образом римляне не только высвобождали лишнюю энергию после выпитого вина, но и славили Анну Перенну, вспоминая о том, как она провела бога Марса. Местом действия был некий священный лес близ Рима, в котором находился фонтан Анны Перенны. Как стало ясно после раскопок, лес этот располагался на территории римского квартала Париоли (Parioli).
Но, главное, историки не только нашли подтверждение тому, что Анна Перенна считалась покровительницей магии, но и выяснили, каким именно образом колдовали древние римляне, ведь кувшины, фигурки и амулеты, обнаруженные в руинах фонтана, оказались ничем иным, как ритуальными предметами римских колдунов.
ПРИВОРОТ ПО ТЕХНОЛОГИИ ДРЕВНИХ РИМЛЯН
Начнем с самого интересного, то есть с любовной магии. Если честно, описание ритуала выглядит жутковато, но тем не менее. Для того, чтобы приворожить к себе объект страсти, римляне изготавливали две человеческие фигурки: мужскую и женскую из воска или глины. Если объектом приворота была женщина, на груди женской фигурки писали ее имя, а также имя ее матери, если мужчина — его имя и имя отца жертвы. Затем колдун брал 13 медных иголок, и первая втыкалась в голову фигурки со словами: «Я пронзаю твой разум». Затем две иголки втыкались в уши, две — в глаза, одна — в рот, еще одна — в руки, еще две — в талию, две — в половые органы и две — в подошвы ног. Каждый раз, когда иголка входила в фигурку, человек, творивший приворот, произносил: «Я пронзаю каждую твою конечность, и каждая твоя конечность должна помнить обо мне и ни о ком другом». Затем влюбленный (или влюбленная) брал табличку из свинца, писал на ней те же слова, что произносил во время ритуала, связывал вместе мужскую и женскую фигурки и свинцовую табличку обыкновенными нитками. Считалось, что конструкцию нужно обернуть ниткой 356 раз, повторяя «Держи ее (его), Абракас!».
После захода солнца привораживающий уходил на городское кладбище и помещал фигурки в изголовье могилы рано умершего или жестоко убитого человека. Фигурки украшались цветами, после этого человек произносил: «Бог смерти не позволяй ей (ему) принимать удовольствия от других мужчин (женщин), даже от собственного (ной) мужа (жены), но позволяй соединяться только со мной. Соедини нас голова к голове, губы к губам, живот к животу, бедра к бедрам, соедини нас силой тьмы, позволяй совершать ей (ему) любовные акты лишь со мной. Навечно». Ритуал этот назывался «Приворотом на слепую любовь», чаще всего его применяли мужчины, состоявшие в любовной связи с чужой женой.
Прежде чем продолжить, объясню, почему в заговоре упоминается именно Абракас. Как я писала выше, при сотворении ритуалов римляне предпочитали обращаться к «иностранным богам». Абракас — бог, олицетворяющий единство Мирового Времени и Пространства, относится к религиозно-мистическому учению Кабалла. В Рим культ Абраксаса попал, судя по всему, из Египта, правда, римляне считали Абракаса не богом, а просто демоном, именно к нему они обращались чаще всего при сотворении приворотов или проклятий.
Кстати, знакомое всем нам слово «абракадабра» происходит как раз от имени бога Абракаса, считалось, что если это слово написать на дощечке 11 раз, расположив буквы в виде пирамиды, то такая табличка имеет свойство исцелять. Также римляне часто адресовали заклинания египетскому богу Сету — богу ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса и войны или египетскому богу-творцу Птаху, упоминание последнего особенно часто можно встретить на талисманах и оберегах.
Классический римский оберег представлял собой золотую или же медную пластинку, на которой были выгравированы магические символы и упоминалось имя Phnebenneouth — римский вариант написания египетского бога-творца Птаху. Обычно такие медальоны носили на груди, не снимая.
РИТУАЛ НА ПРИДАНИЕ СИЛЫ
Ритуал, чтобы придать человеку силы, был в разы проще, чем приворот. Нужно было всего лишь написать заклинание на бумаге, в котором обратиться с просьбой к Абракасу или Сету. Затем записку помещали в специальную ритуальную лампу, внутри которой она и сжигалась.
Затем, во время мартовских ид, то есть 15 марта, лампу с запиской бросали в ритуальный фонтан Анны Перенны. Во время раскопок археологами были обнаружены 74 лампы, правда, далеко не все записки, обнаруженные внутри ламп, были с пожеланиями силы, многие содержали проклятия.
ПРОКЛЯТИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН
Уж если на что и был спрос в Древнем Риме, так это на проклятия. Два самых популярных способа извести врага были следующими. Первый — не слишком отличается от ритуала, описанного выше. Жертву изображали на листке бумаги в каком-нибудь неприглядном виде, например, как на фото ниже, с удавкой на шее.
Иногда жертву на рисунке «поедали» змеи, иногда он (или она) был изображен в позе мертвой птицы, иногда — связанным по рукам и ногам.
Рисунок сопровождался заклинаниями и обращением к одному из богов чаще всего к грозному Сету или Абракасу. Во втором случае, считалось особенно эффективным многократно повторить магическое слово «абланатханабла», которое, по мнению римлян, обладало прямо противоположным действием, нежели «абракадабра»: «абракадаброй» — лечили, «абланатханаблой» — калечили.
Иногда, для придания большей эффективности проклятию, древние римляне не просто обращались в записках к богам, но и рисовали на записках их портреты, стоит ли говорить, что на проклинающих картинках боги неизменно карали жертву особо жестоким образом. Затем записки сжигались в лампах, а 15 марта их швыряли в фонтан Анны Перенны.
Правда, не всегда римляне, совершая ритуалы проклятия, жаждали крови, иногда они ограничивались пожеланиями нездоровья, бедности и полового бессилия. Вот, например, бедолаге Антониусу (на картинке ниже) — очень не повезло, ему как раз пожелали потерять мужскую силу; рисунок выглядит достаточно красноречиво.
Второй римский способ проклясть врага очень напоминает ритуалы вуду. Из глины или воска изготавливалась фигурка человека, внутрь фигурки обязательно помещалась косточка животного, например, курицы или козы. Далее фигурку пронзали медными иголками, а затем помещали в специальный контейнер, на котором выводили проклятия, имена богов и волшебное слово «абланатханабла», причем слово это писали многократно рядом с головой жертвы.
В контейнер также вкладывалась записка с «наилучшими пожеланиями», а в день икс, то есть во время мартовских ид, контейнер бросали в фонтан Анны Перенны. Кстати, любопытный момент, на капсулах, датированных 4 веком нашей эры, в проклинающих записках иногда встречается и упоминание имени Иисуса Христа.
По словам историков, этот феномен связан с тем, что в первые годы широкого распространения христианства в Риме люди не вникали в учение христианской церкви, они воспринимали Христа всего лишь, как еще одного сильного мага, который может помочь им совершить святотатственный по меркам современной христианской морали обряд.
Увидеть все эти артефакты своими глазами вы можете в Риме, в Национальном музее Terme di Diocleziano (Термы Диоклетиана).