«Видеть дам на университетских лекциях»: первые студентки-вольнослушательницы
К середине XIX века женщины в России еще не имели доступа к высшему образованию. Вопрос об их правах и обязанностях был одним из самых обсуждаемых, однако эмансипация шла очень медленно. Внутренняя политика государства и общественное сознание долгое время не были готовы к серьезным переменам.
В конце 1850-х — начале 1860-х годов женщины получили возможность присутствовать на лекциях как вольнослушательницы. Но экзамены для них не проводили и документов об окончании обучения им не выдавали. Первой девушкой, которая появилась в Петербургском университете, была дочь архитектора Наталья Корсини.
…Сидим мы, студенты-юристы второго курса, в IX аудитории и поджидаем профессора Кавелина… По времени входит Кавелин; но, к крайнему нашему удивлению, вслед за ним показалась фигура ректора П.А. Плетнева, ведшего под руку молодую миловидную барышню. Петр Александрович любезно усадил барышню в кресло, уселся сам, а Кавелин, как ни в чем не бывало, прочел свою лекцию. …Потом она стала появляться в аудитории одна, принося с собой тетрадь для записывания лекций, и в ожидании профессора усаживалась за одним из общих столов.
Из книги Лонгина Пантелеева «Воспоминания»
Постепенно количество слушательниц увеличилось — через год их стало около 30. Посетительница лекций Антонина Блюммер вспоминала, что сначала студенты «свистали, косились, говорили разные глупые дерзости, потом привыкли и перестали». И в итоге, как писал литературный критик Николай Чернышевский, «видеть дам на университетских лекциях теперь стало делом таким же обыкновенным, как видеть их в концертах». Университетский устав на тот момент этот вопрос не прояснял: присутствовать на занятиях женщинам и не разрешалось, и не запрещалось. Со временем вольнослушательницы стали посещать высшие учебные заведения в Москве, Киеве, Харькове и других городах. Это в основном зависело от профессоров: позволяли ли они девушкам бывать на занятиях.
Выставка «декольтированных фей»: отношение общества к переменам
Об этих студентках много говорили в обществе: часть интеллигенции их поддерживала, считала передовыми и отвергала разделение знаний по половому признаку. Но большинство резко высказывались против полноценного образования для женщин. Противники заявляли, что университет вместо храма науки превращается в выставку «декольтированных фей». Государственный деятель Петр Цитович считал, что науки развращают их ум и сердце, негодовал по поводу внешнего вида вольнослушательниц: «Мужская шапка, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня, — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру — подлинная дочь Каина».
«Женский вопрос» начали активно обсуждать в правительстве. По запросу министерства народного просвещения провели голосование. Большая часть советов в университетах высказалась против того, чтобы допускать женщин к занятиям. Летом 1863 года утвердили новые уставы и правила, которые запрещали слушать лекции посторонним лицам.
Тогда русские женщины, которые хотели продолжить обучение, решили ехать за границу. Особенно популярен был университет Цюриха, где женщин пускали на лекции еще с 1840-х годов. Первой слушательницей из России, которая окончила это заведение с дипломом доктора медицины, стала Надежда Суслова — сестра возлюбленной Федора Достоевского Аполлинарии Сусловой. Ее успех вдохновил соотечественниц. С 1864 по 1872 год там учились 54 женщины из России, а по другим данным, их было даже больше сотни.
В то время Швейцария была центром русской революционной эмиграции. Женщины, которые приезжали учиться, смогли также ходить на диспуты и кружки, слушать выступления революционно настроенных политических лидеров и читать запрещенную в царской России литературу. Они познакомились с идеями марксизма и женской эмансипации.
Российское правительство опасалось, что студентки вернутся домой и начнут распространять революционные идеи. В 1872 году появились Московские высшие женские курсы и Высшие женские медицинские курсы. А несколько лет спустя в Санкт-Петербурге открыли самое знаменитое заведение, где могли учиться девушки.
«Делаем самое нужное дело»: Бестужевские курсы
Высшие женские курсы открылись 2 октября 1878 года в здании Александровской женской гимназии. Первым директором назначили историка и политического деятеля Константина Бестужева-Рюмина — племянника декабриста Михаила Бестужева-Рюмина. Он занимал свой пост в течение четырех лет и не получал за это никакой оплаты. По его имени курсы называли бестужевскими, а учениц и выпускниц — бестужевками.
Поначалу на курсах было несколько отделений: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое. Позже их преобразовали в историко-филологический и физико-математический факультеты, а в 1906 году к ним добавили еще один — юридический. Лекции и семинары в разное время вели выдающиеся ученые: Дмитрий Менделеев, Иван Сеченов, Илья Мечников, Александр Веселовский, Василий Ключевский и другие.
Бестужевскими курсами управлял специальный Комитет Высших женских курсов. Сергей Ольденбург — помощник секретаря комитета, вспоминал: «…мы все работали столько, сколько только могли. Для нас «женский вопрос» казался тогда, да он и был таким и на самом деле, одним из самых важных в жизни, и мы считали, что делаем самое нужное дело».
Одновременно с курсами начало работу Общество для доставления средств Высшим женским курсам. Участники этого объединения считались общественными деятелями и зарплат не получали. Его исполнительным органом стал комитет из 12 членов, среди которых была первая женщина-математик Софья Ковалевская. Распорядительницей избрали боровшуюся за женские права Надежду Стасову.
Как частное учебное учреждение с начала 1880-х годов курсы получали три тысячи рублей в год от Городской думы Санкт-Петербурга. Этой суммы было недостаточно: все расходы составляли около ста тысяч. Комитет старался найти средства самыми разными способами: собирал пожертвования, брал членские взносы, устраивал книжные базары, лотереи и платные лекции профессоров, а также концерты с известными российскими артистами — Федором Шаляпиным, Владимиром Давыдовым, Медеей и Николаем Фигнерами. К началу 1910-х годов ежегодный бюджет общества составлял уже около 800 тысяч рублей.
Срок обучения на Высших женских курсах составлял три года, потом его продлили до четырех лет. Преподаватель физиологии Сеченов писал: «Что это был университет, доказательством служит систематичность четырехлетнего курса, читавшегося профессорами, доцентами университета и даже некоторыми академиками. Я читал на курсах то же самое и в том же объеме, что в университете, и, экзаменуя ежегодно и там и здесь из прочитанного, находил в результате, что один год экзаменуются лучше студенты, а другой — студентки. Помню даже, что за все мое более чем 40-летнее профессорство самый лучший экзамен держала у меня студентка, а не студент».
На курсы принимали женщин не моложе 21 года со средним образованием. Потом ограничение по возрасту убрали, и основным требованием стало окончание гимназии. Плата за обучение составляла 50 рублей в год (в других источниках — 25 рублей), но со временем увеличилась в несколько раз.
До конца XIX века выпускницы курсов, несмотря на высокий уровень подготовки, не имели никаких прав на преподавание. Только в 1901 году им разрешили сначала работать в старших классах женских гимназий, а несколько лет спустя — и в первых четырех классах мужских средних учебных заведений. Наконец, объем преподавания на курсах признали равным университету и дипломы слушательниц приравняли к университетским. К середине 1910-х они смогли вести занятия в высших учебных заведениях и получать за это зарплату наравне с мужчинами.
Высшие женские курсы просуществовали до 1918 года и в итоге вошли в состав Петроградского университета. За 40 лет существования их окончило около семи тысяч бестужевок.
«Приобщили к свету знания тысячи женщин»: известные выпускницы Бестужевских курсов
Большинство выпускниц Бестужевских курсов стали преподавательницами, многие из них уехали работать в провинцию. Часть слушательниц решила продолжить образование за границей, а другие посвятили себя революционной борьбе.
Среди бестужевок — видных участниц революционного движения в России были жена Владимира Ленина Надежда Крупская, две его сестры, Анна и Ольга Ульяновы, и секретарь Лидия Фотиева. А еще — советская писательница Ольга Форш, политик Конкордия Самойлова и другие. Фотиева писала: «…курсы осуществили исторической важности дело: они приобщили к свету знания тысячи женщин, воспитали в них любовь к науке, стремление к благородным подвигам».
Сотни выпускниц получили степень кандидатов и докторов наук. Софья Романская стала первой русской женщиной-астрономом, а Елизавета Столица — женщиной-агрономом. Ольга Добиаш-Рождественская первой в Советской России получила степень доктора исторических наук, а Вера Попова одной из первых стала доктором химии. Лингвист Евгения Истрина и искусствовед Камилла Тревер входили в члены-корреспонденты Академии наук СССР. Елена Лихачева написала «Материалы по истории женского образования в России», а Екатерина Балабанова — первый в стране учебник библиотечного дела. Драматическая актриса Елизавета Тиме преподавала в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Бэла Прилежаева-Барская и Анна Караваева стали известными писательницами. Своим успехом бывшие слушательницы доказали важность полноценного образования для женщин и ценность Бестужевских курсов.
После Великой Отечественной войны бестужевка Наталья Вревская предложила выпускницам объединиться, чтобы написать историю Бестужевских курсов и создать архив. Целых 20 лет бывшие слушательницы восстанавливали и сохраняли наследие Высших женских курсов. Вместе они выпустили несколько сборников работ.