Эти футуристические исполины стали частью уникального советского градостроительного проекта, направленного на развитие Васильевского острова на подступах к заливу, и превратились в символ архитектуры брутализма и модернизма XX века.
Буквально еще 40 лет назад эта часть города была сплошным пустырем, и чтобы превратить территорию не просто в очередной спальный район, а в зону культурного досуга ленинградцев, был разработан поистине грандиозный план. По замыслу авторов проекта, устье реки Смоленки углубили, а берега расширили и обложили гранитными плитами, и собирались разбить новый парк «Окно в Европу».
Чтобы жилые дома повышенной высотности не мешали прекрасному обзору на подступах к живописным берегам, их решили поставить на высокие бетонные опоры.
Из всего этого грандиозного замысла мир увидели лишь четыре 22-этажных жилых здания, имеющих монолитный железобетонный остов необычной многоугольной геометрии.
И словно по чьей-то злой шутке они оказались не на берегу, а у кромки транспортной магистрали (до сих пор объяснения такому расположению так и не нашли). Причем опоры, которые в народе получили прозвище «куриные ножки», расположены перпендикулярно виднеющейся речке, полностью закрывая восхитительный обзор.
Реализацией такого нетипового проекта могли заниматься сотрудники мастерской Н. М. Захарьиной в ЛенНИИПроекте, потому что лишь их бюро специализировалось на экспериментальном строительстве, внедряя в жизнь самые неординарные концепты. Что же касается уникальной формы опор-ножек, то они вовсе не уникальны, ведь существует несколько прототипов, причем в советской архитектуре тоже.
Это интересно: «Дома на ножках» возводились и ранее, самые известные из них: здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга в Москве, «Жилая единица» Корбюзье, «Дом авиаторов» Андрея Меерсона, несколько сооружений Оскара Нимейера – популярного в СССР бразильского архитектора, жилые дома на Русановке и в Березняках в Киеве.
Руководителем и главным архитектором этих 4 домов на Новосмоленской набережной был Виталий Сохин, ученик легендарного зодчего послевоенного периода Сергея Евдокимова. Именно ему пришла мысль сделать столь неординарную и сложную геометрическую форму стен, вылитую из бетона прямо на месте строительства здания, который в те времена считался символом мощи.
Учитывая то, что дом не имеет фундамента, строителям пришлось вбивать в почву мощные сваи и устанавливать 16 железобетонных опор, которые вместе с центральным «столбом» удерживают гигантскую конструкцию, состоящую из 22 этажей.
Как оказалось именно, центральное сооружение является единственной парадной, в которой расположен лифт и лестницы, ведущие наверх (всего в доме 221 квартира). Подниматься нужно сразу на четвертый этаж, ведь первых три являются техническими, жильцам к ним доступа нет.
Учитывая, что строительство закончилось еще в 1988 году, и после этого никто капитальных ремонтов не производил, дома выглядят очень грустно, причем как снаружи, так и внутри.
Мало того, что сам бетон имеет совсем уж не притягательную красоту, так и альбатросы, которые облюбовали эти строения и постоянно сюда наведываются, усугубляют и без того плачевное состояние.
Как утверждает житель одной из многоэтажек на ножках: «Основной минус такого жилья — дом сделан из монолитного железобетона. Строители криво его залили, в итоге кривые стены, пол и потолок. Стены «гуляют» в пределах трех сантиметров. Но это неприятно только эстетически, а на безопасность вряд ли влияет. Хотя жители 21-го и 22-го этажей говорят, что при штормовом ветре создается ощущение, будто дом слегка качается».
Но не все так плохо, несмотря такой угрюмо-брутальный и можно даже сказать неряшливый вид уникальных домов, издалека они очень эффектно и интересно смотрятся.
Да и жители довольны расположением жилья, ведь здесь очень зелено и свежий воздух, до метро недалеко и автомагистраль не очень перегружена.