Какие тайны хранит «Дом с рыцарями» на Арбате
477
просмотров
До революции Дом с рыцарями считался престижным жильем. В нем располагались большие благоустроенные квартиры, а на первом этаже работал один из самых дорогих детских садов Москвы. О скульптурах рыцарей на фасаде сочиняли стихи и песни, а одну из статуй Михаил Булгаков даже описал в «Мастере и Маргарите». Читайте в нашем материале о купце Филатове, который построил этот дом, и о том, как в здание переехали министерство культуры и Центральный дом актера.

Женская гимназия, детский сад и доходный дом

Женская гимназия, детский сад и доходный дом Страж старого Арбата. Дом с рыцарями. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913.

В XIX веке участок на Арбате, где сейчас располагается Дом с рыцарями, принадлежал семье Толстых. В 1912 году его приобрел купец Яков Филатов, который торговал электротехникой и водопроводными приборами. Он решил построить на этом месте доходный дом. К тому времени Филатов уже владел подобным зданием на Остоженке: из-за необычного оформления крыши его называли Домом под рюмкой. Считается, что, когда здание строили, Филатов бросил пить. Поэтому купец и потребовал украсить крышу перевернутой рюмкой — в знак отказа от алкоголя.

Проект Дома с рыцарями на Арбате составил Валентин Дубовской. Он вдохновлялся старинной европейской архитектурой — средневековыми соборами и замками. Здание возвели в неоготическом стиле, украсили лепниной и витражами. Семиэтажный дом стал самым высоким строением Арбата и даже попал в десятку московских небоскребов тех лет. А свое название он получил благодаря двум скульптурам рыцарей на фасаде, которые было видно издалека.

Дом с рыцарями. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913. / Игорь Прилуцкий. Старый Арбат. Дом с рыцарями. 1993.

Строительство закончили в 1914 году, тогда же заселились первые жильцы. Квартиры в Доме с рыцарями считались престижными. Они отличались большой площадью и богатым оформлением интерьеров. В каждой были отдельные комнаты для прислуги. Лестницы в здании отделали мрамором, а в лифте повесили зеркала и установили кожаные сиденья.

На первом этаже дома располагалась женская гимназия Марии Сац, где углубленно изучали иностранные языки. Там же открылся один из самых дорогих детских садов Москвы. В его учебную программу входили гимнастика и танцы.

Советские чиновники и булгаковский рыцарь

Советские чиновники и булгаковский рыцарь Андрей Харшак. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». 1990.

После 1917 года многие квартиры в Доме с рыцарями уплотнили — вселили в них по несколько семей. В апартаменты въехали революционеры Григорий Зиновьев и Николай Подвойский, герой Гражданской войны Иван Белов, а также крупные советские чиновники. Здесь многие из них прожили до конца 1930-х — периода массовых репрессий.

В советское время Дом с рыцарями стал известен на всю страну. С 1920 года в здании напротив располагался Театр им. Евгения Вахтангова, очень популярный в те годы. Поэтому о бывшем доходном доме Филатова узнали не только москвичи и жители Арбата, но и гости столицы, которые специально приезжали на спектакли. О здании даже сочиняли песни и стихи. Поэт Евгений Агранович писал:

Последний рыцарь на Арбате

Стоит на доме тридцать пять.

Он понапрасну время тратит,

Других стараясь отыскать.

Вид на боковой фасад здания Дома с рыцарями. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913. / Дом с рыцарями. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913.

Дом с рыцарями нравился и Михаилу Булгакову. Писатель часто бывал в Театре им. Вахтангова. Там в 1926 году поставили его пьесу «Зойкина квартира».

По легенде, одного из рыцарей Булгаков описал в своем романе «Мастер и Маргарита». Именно в его облике Коровьев-Фагот, член свиты Воланда, появился в одной из финальных сцен книги.

Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом…
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Министерство культуры и Дом актера

Министерство культуры и Дом актера Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913.

В 1975 году Дом с рыцарями расселили. Здание передали министерству культуры. Здесь некоторые его подразделения располагались вплоть до распада СССР.

Для министерства дом много раз перепланировали. Из-за этого было почти полностью утрачено внутреннее оформление помещений — лепнина и витражи.

Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913. / Центральный Дом актера имени А.А. Яблочкиной. Москва. Архитектор Валентин Дубовской. 1913.

В конце 1991 года министерство выделило часть помещений Центральному дому актера им. А.А. Яблочкиной (ЦДА) — актерскому клубу, который существовал с 1937 года. В нем ставили спектакли, проводили капустники и концерты. Предыдущее здание, где размещалась организация, сгорело.

Центральный дом актера и сейчас располагается в Доме с рыцарями. В здании оборудованы пять сцен в Большом, Малом и Камерном залах, Голубой гостиной и Арт-салоне. Здесь показывают спектакли, проводят творческие вечера, мастер-классы, всероссийские конкурсы и фестивали. В других помещениях находятся офисы и магазины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится