Федор Антонович Бруни (Fyodor Bruni; 10 июня 1799 — 30 августа 1875 гг.) — известный русский художник XIX века, выдающийся мастер портретного и исторического жанров. Федор Бруни также много работал над созданием искусных гравюр и художественных росписей для храмов. Его лучшие картины являются шедеврами творчества отечественного академического искусства, а в биографии живописца есть немало интересных фактов.
Федор Бруни был признанным авторитетом среди коллег и опытным наставником в кругу молодых художников. На протяжении многих лет он занимал почетные должности ректора Санкт-Петербургской Академии искусств и хранителя Эрмитажа.
Биография Федора Бруни
Федор Бруни (подлинное имя — Фиделио) появился на свет 10 июня 1799 года в Милане. Его отец — швейцарский отставной военный Антонио Бароффио после увольнения со службы обосновался на севере Италии, где зарабатывал на жизнь написанием и реставрацией картин. Через год после рождения сына Бруно-старший по приглашению Павла I вместе с семьей приехал в Россию для выполнения работ по реставрации Михайловского замка, где и прожил оставшуюся часть жизни.
Уже в возрасте 10 лет Фиделио, которого в России стали именовать Федором, был зачислен в училище при Академии художеств, где получил начальное академическое образование. Однако отец будущего живописца справедливо полагал, что этих знаний сыну будет недостаточно. И настоял на том, чтобы Бруни-младший уехал в Италию для продолжения обучения и ознакомления с творчеством величайших мастеров Возрождения.
Так молодой Федор Бруни оказался в Риме, где прожил последующие 18 лет. Здесь он под влиянием работ великих итальянских живописцев окончательно определился с выбором основного жанра своего творчества — исторической тематикой. Помимо написания авторских картин, молодой художник много времени уделял созданию копий произведений лучших европейских мастеров. А в 1827 году он начал работу над масштабным (5,6 х 8,5 м) шедевром «Медный змий», которую завершил лишь 14 лет спустя.
В 1836 году Федор по приглашению царя Николая I уехал в Россию, чтобы возглавить работы по оформлению убранства строящегося Исаакиевского собора. Одновременно, ему предоставили должность преподавателя в Академии искусств и присвоили чин профессора. Спустя еще 2 года, Бруни ненадолго съездил в Италию, чтобы закончить свою самую знаменитую картину. В 1840 году шедевр наконец был завершен и выставлен для показа римской публике. Произведение было восторженно принято критиками, затем оно заняло достойное место в залах Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1841-45 годах Бруни в последний раз побывал в Италии, где работал над созданием эскизов для росписей стен Исаакиевского собора. Он сделал множество зарисовок на основе фресок старинных мастеров, посещая римские католические храмы. В результате, из третьей поездки живописец привез 25 картонов, 10 из которых затем были воплощены в красках на стенах знаменитого петербургского собора.
В 1849 году Бруни был назначен хранителем экспозиции Эрмитажа и с большим удовольствием выполнял возложенные на него обязанности более 20 лет. Неоднократно он ездил в Европу для поиска и покупки новых экспонатов, откуда привез множество прекрасных работ. В 1855 году авторитетный наставник стал ректором Академии художеств. На этом посту он прославился жестким неприятием новаторских взглядов в искусстве и непримиримой защитой классических канонов живописи. Из-за многочисленных конфликтов Федору Бруни даже пришлось уйти в отставку с поста ректора в 1871 году.
И все же, заслуги выдающегося мэтра живописи высоко ценились не только в России, но и в Европе. Академии искусств в Риме и Флоренции присвоили ему звание почетного профессора, а русский царь в 1869 году даровал наследное дворянство. Личная жизнь художника сложилась счастливо, он прожил в браке с супругой более 30 лет до самой смерти. Жена Анжелика родила ему двух детей: сына Александра и дочь Терезу, которые очень любили отца и гордились им.
С начала 1870-х гг. художник стал сторониться людей и начал вести уединенный образ жизни. Он мог неделями не появляться на людях и постепенно превратился в настоящего затворника. 30 августа 1875 года Федор Бруни тихо умер в кругу близких и был похоронен на Петербургском католическом кладбище. А спустя 60 лет останки великого художника вместе с надгробным памятником перенесли на территорию Александро-Невской лавры.
Самые известные картины Федора Бруни
Великий русский художник оставил потомкам много прекрасных работ. И все же, к числу самых известных картин Федора Бруни относятся:
- «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824) — шедевр, за который молодой художник получил звание академика искусств в возрасте всего 25 лет. Критики и публика были поражены эмоциональной выразительностью лиц многочисленных персонажей и тщательной проработкой мелких деталей.
- «Пробуждение граций» (1827) — картина, в которой художник мастерски изобразил фигуры трех прекрасных обнаженных женщин, отдыхающих на природе. Их светлые силуэты отчетливо видны на темном фоне и притягивают взоры зрителей.
- «Вакханка, поящая Амура» (1828) — работа, прославляющая красоту молодой матери, заботящуюся о своем чаде. Ослепительно-белое нагое тело героини выглядит одновременно обворожительно эротичным и весьма целомудренным.
- «Медный змий (1841)» — самая масштабная картина исторического жанра в русской живописи и одно из крупнейших станковых произведений мирового искусства всех времен. Этот шедевр произвел потрясающее впечатление на римскую публику, а затем занял почетное место в одном из лучших музеев России.
Федор Бруни был гениальным художником и добился признания еще в молодом возрасте. А его выдающиеся заслуги перед русским изобразительным искусством признали не только современники, но и многочисленные поколения благодарных потомков.