Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck; 4 апреля 1876 — 11 октября 1958 гг.) — знаменитый французский художник ХХ века, один из основоположников фовизма. Морис де Вламинк был многогранной личностью, он писал картины гуашью и акварельными красками, плодотворно работал в разных жанрах: от обнаженной натуры и портрета до пейзажа и натюрморта. На творчество мастера огромное влияние оказали работы импрессионистов, а его биография представляет собой яркий пример успешной карьеры художника-самоучки.
Морис де Вламинк, помимо изобразительного искусства, на протяжении многих лет занимался литературной деятельностью. В общей сложности он написал 26 книг, в том числе несколько романов и сборников стихов.
Биография Мориса де Вламинка
Морис де Вламинк родился 4 апреля 1876 года в Париже в семье профессиональных музыкантов — скрипача и пианистки. Когда мальчику исполнилось два года, родители переехали из французской столицы в пригород Ле-Везине, где и прошло детство будущего художника.
Еще в школьные годы Морис, благодаря настойчивости отца, научился играть на скрипке, а в 17-летнем возрасте увлекся изобразительным искусством и начал посещать частные уроки живописи у местного художника Анри Ригалона (Henri Rigalon). Юноша долго не мог определиться с выбором профессии, сначала он мечтал стать велогонщиком, затем зарабатывал на жизнь игрой на скрипке в любительских оркестрах, а также писал статьи для газет и журналов. В 1894 году, неожиданно для родителей, Морис де Вламинк женился на Сюзанне Берли. Этот брак оказался недолгим, в нем родилось три дочери, но спустя одиннадцать лет после свадьбы супруги развелись.
В конце 1890-х годов Мориса призвали в армию, от которой у него на всю жизнь сохранилась ненависть к военной муштре и жесткой дисциплине. А возвращаясь домой после демобилизации, в июне 1900 года Вламинк случайно познакомился в поезде с Андре Дереном (André Derain) и эта встреча кардинально изменила его жизнь. Морис твердо решил посвятить свою жизнь изобразительному искусству: вместе с новым другом снял небольшую мастерскую в Шату и начал с воодушевлением писать картины.
Начался самый тяжелый период жизни художника, связанный с катастрофической нехваткой денег. Дерен уже через год уехал на юг Франции, а Морис вынужден был совмещать карьеру художника со случайными подработками, чтобы содержать семью. В перерывах между написанием картин он давал частные уроки игры на скрипке детям, а по ночам играл в оркестре в клубах и трактирах.
Ситуация кардинально изменилась после скандального Парижского салона, который состоялся осенью 1905 года. Морис де Вламинк принял в нем участие вместе с друзьями-единомышленниками Анри Матиссом (Henri Matisse), Анри Мангеном (Henri Manguin), Андре Дереном и Альбером Марке (Albert Marquet).
Консервативные критики во главе с Луи Вокселем (Louis Vauxcelles) устроили настоящую травлю молодых художников и гневно осудили их новаторский стиль, названный фовизмом. Тем не менее работы Мориса приобрели огромную известность и вскоре ими заинтересовался Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard) — один из наиболее почитаемых в Европе коллекционеров искусства. Меценат купил несколько картин молодого живописца и помог ему организовать персональную выставку в Париже. Благодаря влиятельному покровителю Вламинк быстро приобрел статус модного современного художника и избавился от денежных проблем.
В годы Первой мировой войны Морис избежал призыва в действующую армию, но был мобилизован на государственную службу в одном из оборонных предприятий. Вскоре после окончания кровавого конфликта художник женился во второй раз на Берте Комб, которая подарила ему еще двух дочерей.
Межвоенный период сложился для мастера очень удачно. В 1925 году он приобрел роскошный загородный дом и жил в нем с семьей в свое удовольствие, занимаясь живописью. Вламинк много путешествовал по Франции, делая зарисовки, а основным жанром его творчества постепенно стал пейзаж. Картины мастера хорошо продавались, его персональные выставки с успехом прошли во многих городах Европы и США.
После оккупации Германией в 1940 году 64-летний живописец занял примирительную позицию по отношению к новым властям. По приглашению нацистов вместе с группой французских деятелей искусств он принял участие в пропагандистской поездке в Третий рейх и никогда не сожалел об этом. Военные невзгоды обошли художника стороной, но после победы союзников над Германией он был обвинен в коллаборационизме.
Не желая вступать в дискуссию с оппонентами, мастер удалился в крохотный провинциальный городок Рюэй-ла-Гадельер, где и прожил остаток жизни с женой и детьми от второго брака. А 11 октября 1958 года Морис де Вламинк навсегда отошел в вечность в возрасте 82 лет.
Самые известные картины Мориса де Вламинка
Самобытный французский художник создал немало заслуживающих внимания работ. И все же самыми известными картинами Мориса де Вламинка считаются:
- «В баре» (1900) — одна из центральных работ раннего периода творчества мастера. Это произведение, написанное в новаторском стиле фовизма, вызвало на Парижском салоне 1905 года бурное негодование консервативных критиков.
- «Сена возле Шату» (1906) — один из наиболее узнаваемых и любимых ценителями модернистского искусства пейзажей, созданных автором. Картина написана смелыми большими мазками и привлекает зрителей особым колоритом композиции.
- «Красные деревья» (1906) — еще один интересный пейзаж, выполненный в характерной манере автора. В нем уже отчетливо ощущается влияние идей кубизма, которыми художник увлекался в начале творческой карьеры.
- «Автопортрет с трубкой» (1911) — произведение, в котором автор изобразил себя в строгом костюме-тройке с трубкой во рту и надетым на голову котелком. Картина исполнена в холодных сероватых оттенках, в отличие от большинства других работ живописца.
Морис де Вламинк был ярким и своеобразным художником. Не получив академического образования, он добился широкого международного признания и оставил потомкам множество интересных работ.