Телятина
Наверное, самое суровое наказание полагалось за употребление в пищу телятины, которую на Руси не ели на протяжении многих веков. В некоторых регионах предусмотрительно отказывались ещё и от говядины. Этнограф-русист из университета Сорбонны (Париж) Галина Кабакова считает: корни этого запрета уходят в далёкое прошлое, когда во времена язычества у восточных славян, как сейчас у жителей Индии, корова считалась священным животным. Другая версия объясняет табу невыгодностью есть маленькое животное, если его можно вырастить и после получить от коровы или бычка мяса значительно больше. Считается, будто непопулярность в народе Лжедмитрия объяснялась, в том числе, и его любовью к телятине.
Сохранилось свидетельство шведского дипломата Петрея, служившего послом в Русском царстве в начале XVII века, о том, как рабочие, строившие город Орёл, доведённые до крайней степени истощения, решились съесть телёнка, за что были по приказу великого князя сожжены заживо, хотя тех, кто был уличен в каннибализме, простили и отпустили с миром. Такое же предание, рассказанное курляндским путешественником и авантюристом Яковом Рейтенфельсом в «Сказании о Московии», касалось рабочих, строивших крепость в Вологде, только приказ о казни отдавал уже Иван Грозный. Лишь в конце XVIII века телятину безбоязненно стали употреблять в пищу.
Конина
Запрет на конину носил не практическое, а, скорее, моральное значение. В те времена конь был другом человека, о чём можно судить хотя бы по тому факту, что в былинах лошадей упоминают как соратников богатырей. Да и в более позднее время сохранилось подобное отношение. К тому же крестьяне видели в коне кормильца, который вместе с людьми занимался тяжелой пахотой. А верного товарища и помощника уж никак нельзя есть. В христианстве ещё и существовал запрет на употребление в пищу непарнокопытных травоядных.
Медвежатина
Это животное считалось хозяином леса, а ещё до принятия христианства было мифическим. Есть его было нельзя, согласно «преданьям старины глубокой», косолапый мог отомстить и превратить самого едока в оборотня-медведя. Вряд ли кому-то могла понравится такая перспектива.
Зайчатина и крольчатина
Запрет на поедание мяса этих животных можно объяснить двумя причинами. Первая – религиозная, ведь заяц и кролик не являются парнокопытными, хоть и едят траву, значит, относятся к нечистым, и в пищу их употреблять никак нельзя. Вторая причина – это внешность животных: морда похожа на кошачью, а лапы как у собаки. Слишком большая схожесть длинноухих с домашними любимцами автоматически исключала их из числа пригодных в пищу.
Некоторые виды рыбы
На Руси традиционно придерживались рекомендаций, данных в Ветхом Завете, а потому не ели рыбу, у которой отсутствовала чешуя: сома, налима, осётра. К тому же сома называли «чёртовым конём» и брезговали его есть из-за того, что сам он питается падалью и лягушками. Налим, угорь и вьюн считались питомцами водяного, который вполне мог отомстить за поедание его любимцев. А вот от осетра, не имеющего чешуи, помещики полностью отказаться так и не смогли, как и от удовольствия употребления в пищу красной и чёрной икры. В этом случае руководствовались простым правилом: что прямо не запрещено, то – разрешено.
Рак
Отдельный запрет касался раков. На Руси эти членистоногие тоже считались падальщиками и казались похожими на лягушек, которых есть было нельзя категорически. В некоторых регионах ещё и существовало поверье, что в раков превращаются самые настоящие черти. Нижегородцы же считали раков водяными сверчками.
Курятина
Запрет на употребление в пищу этой птицы существовал не во всех регионах, а лишь в части северных. Объяснялся он тем, что петух каждое утро прогоняет нечистую силу, поэтому есть его нельзя. Однако в других районах отказывались не только от петуха, но и от курицы. В основном, это были староверы, среди которых ходило предание о том, что в ночь, когда в хлеву родился младенец Иисус, курица повела себя некрасиво по отношению к нему, а потому была отнесена к нечистым животным.
Вообще же русская кухня отличалась разнообразием и сочетанием целой гаммы вкусов. Не зря Александр Дюма, имевший славу настоящего гурмана и любивший готовить не меньше, чем наслаждаться едой, путешествуя по России, выделил несколько особенных блюд, о которых впоследствии написал восторженные отзывы в одной из своих книг.