Каким был английский театр в эпоху Шекспира
467
просмотров
Прежде, чем в мир драматургии пришёл Уильям Шекспир, в Англии произошли значимые для театра события. Ещё до середины XVI века в Лондоне не существовало специальных зданий для спектаклей, а актёры были бродягами. Они выступали то в гостиничных дворах, то в дворцовых залах — в общем, где придётся.

В 1558 году Елизавета I приходит к власти и издаёт указ о том, что бродячие актёры теперь должны обязательно стать участниками труппы под покровительством знатных людей. По этой причине актёрский коллектив, в который входил Шекспир, стал называться «слуги лорда-камергера».

Постепенно появляются постоянные здания для спектаклей. Первым из них становится «The Theatre», который построил Джеймс Бербедж в 1576 году. Это действительно важное событие для театра Англии — теперь у актёров появилось место, где они могут ежедневно давать спектакли. Однако время от времени монархи приглашали их выступать в дворцовых залах.

Строительство театров продолжается, в 1599 году слуги лорда-камергера объединяют свои паи и строят «Глобус». Такая складчина была распространена в Англии эпохи Возрождения. Однако был ещё один вариант построить зрелищное предприятие — богатый антрепренёр возводил развлекательное учреждение и единолично владел им.

В конце XVI - начале XVII вв. все театры Лондона строились исключительно за чертой города, то есть на восточном берегу Темзы. Это вызвано тем, что городской совет считал развлекательные учреждения чрезвычайно шумными источниками заразы.

Английские театры в эпоху Шекспира были двух видов: общедоступные и закрытые. К первой категории относится Глобус, но его устройство мы рассмотрим позже. Из закрытых театров известен «Блэкфрайерс», в котором выступали популярные тогда труппы актёров-мальчиков. Такие здания были меньше, но входная плата была выше, поэтому зрители принадлежали к более знатным сословиям.

В 1603 году правителем Англии стал Яков I. Как яростный поклонник драматургии, он издал указ о королевском покровительстве театрам. По этой причине во время его правления все труппы были переименованы. Так, актеры театра «Глобус» стали «слугами его Величества».

Устройство театра «Глобус»

«Глобус» и остальные публичные театры выглядели как круглые или восьмигранные башни. Внутри была овальная площадка, на которой располагалась сцена на высоких подмостках. Вокруг неё было пространство для бедных зрителей, которые смотрели спектакли стоя. Представители более богатых сословий располагались в ложах или галереях, которые находились на втором и третьем ярусе с внутренней стороны театра. Некоторые зрители могли сидеть на самой сцене за дополнительную плату.

Строение театра «Глобус»

Сцена находилась на подмостках, из которых в зависимости от сюжета появлялись привидения (вспоминаем Гамлета и дух его отца). Этот помост также подразумевал ад, куда попадали грешники. Сама сцена интерпретировалась как земная жизнь, а балкончик над ней — небеса. Позади помоста располагались двери и лоджия. Они также использовались для мизансцен, например, когда Ромео приходит к балкону Джульетты. Ещё одной особенностью общественных театров является отсутствие крыши. Актёры всегда выступали днём (примерно в 12-13 часов), потому что им требовалось естественное освещение.

Шекспировский театр был очень условным. Успех постановки зависел, в том числе, и от воображения зрителей. Поэтому драматурги и труппа старались помочь публике погрузиться в мир пьесы. Для того, чтобы зрители поняли, что действие в спектакле происходит ночью, актёры ходили по сцене с зажженными факелами или говорили о времени суток. Например, герои могли желать друг другу доброй ночи или объявить о том, что часы бьют двенадцать.

Мизансцена в театре «Глобус»

Благодаря репликам актеров публика также узнавала о месте, в котором сейчас находятся персонажи или куда они направляются. Декорации отсутствовали, поэтому без пояснительных слов зрителям было тяжело догадаться, где происходит действие. Для этих же целей служили «титлы» — таблички с обозначением места.

В публичных театрах не было занавеса или кулис. В трагедиях Шекспира нередко кто-то умирал. Как убрать со сцены труп? Для этого драматург добавлял специальные реплики героев или действия, чтобы под таким предлогом унести «мёртвого» персонажа со сцены. Например, в конце знаменитой пьесы «Гамлет» Шекспир вводит появление Фортинбраса для незаметного очищения сцены от тел.

Также стоит отметить немалоизвестный, но важный факт: актрис в английском театре не было из-за религии. Все женские роли играли мужчины, как и мужские, что логично.

Уильям Шекспир

Спектакли Шекспира шли примерно два часа, однако антрактов не было. Зрители общались в полный голос, обсуждали происходящее на сцене, ели и даже справляли нужду прямо во время представления в специальную емкость, которую носил работник театра.

Для того, чтобы известить горожан о предстоящем спектакле, актеры кричали и били в барабан, над театром вывешивался флаг. Позже появились театральные афиши, в которых имя драматурга не было указано, да и публику это не интересовало.

В эпоху Шекспира к пьесам не относились как к целостному литературному произведению. Драматурги создавали текст только для выступления актёров конкретной труппы и театра, учитывая особенности и строение сцены. Шекспир тоже писал пьесы именно для «Глобуса», он даже не думал печатать свои труды как отдельную литературу, не привязанную к театру. Его произведения были изданы уже после смерти.

Всему, даже прекрасному, приходит конец, и в 1613 году во время спектакля «Генрих VIII» деревянный театр «Глобус» сгорает, Шекспир возвращается в родной город. Через год театр будет отстроен вновь, теперь уже из камня. Однако на смену знаменитому драматургу придут другие.

Безусловно, эпоха Шекспира была знаменательной и важной для театра Англии. Однако не стоит думать, что этот вид искусства получил такое развитие лишь благодаря Шекспиру. Кроме него в эпоху Возрождения способствовали процветанию театра такие драматурги, как Томас Кид, Кристофер Марло, Роберт Грин, Бэн-Джонсон, Джон Форд, Бьюмонт и Флетчер.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится