«Работаем мы всегда с супругой над каждой работой, мы как бы дополняем друг друга... Нам нравится мысль, что мир как бы отражается в глазах людей и мы его успеваем запечатлеть, уловить это мгновение. Потому что жизнь скоротечна и неизвестно, станешь ли ты ещё когда-нибудь свидетелем таких моментов», – как-то сказал Константин Мирошник на открытии одной из персональных выставок.
Подробнее о тандеме уже широко известных российских мастеров живописи вы можете узнать в нашей статье: Константин Мирошник и Наталья Кургузова-Мирошник: идилистические пейзажи и семейные портреты, которые пишут супруги-художники в четыре руки.
Несколько слов из истории натюрморта
Так уж исторически сложилось, что с древних времен люди наделяли мир предметов, создаваемых собственными руками, человеческими свойствами, как бы пытаясь одухотворить неживое материальное. В европейском искусстве это послужило проявлением особого жанра в живописи, посвященного жизни вещей, — натюрморта.
В натюрморте художники с течением веков научились изображать не только обыденные или антикварные вещи, а и воспроизводить на полотне то, как они, эти вещи, живут, говорят, общаются между собой и с нами, зрителями. Никто не будет спорить с тем, что общение с произведением искусства любого жанра — это, прежде всего, диалог автора со зрителем.
Ведь картины могут и цветом, и линией, и ритмом, да и манерой исполнения выразить то, что неподвластно человеческой речи. Ее молчаливое зримое повествование, говорит не менее красноречиво, нежели слова, обращенные к слуху.
К слову сказать, в средневековой Голландии этот жанр называли stilleven, что означало - «тихая жизнь», но всем нам более известно это определение как «натюрморт» — «мертвая природа».
Что любопытно, живописцы создавали свои первые натюрморты, подчиняя практически неизменной композиции, набору "портретируемых" предметов и смыслу. Как правило, это были: хлеб, бокал вина, фрукты, рыба. Причем все предметы в них носили символичный характер: рыба — символ Иисуса Христа; нож — символ жертвы; лимон — символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминало о грехопадении; вино или виноград — символ Крови; хлеб — символ Плоти Христовой. Изображение этих предметов на картинах было скорее напоминанием о Тайной вечере, дающей жизнь человечеству, проповедью о спасении.
Однако с течением времени художники свои натюрмортные постановки стали заполнять более широким ассортиментом земных благ, создаваемых как природой, так и руками людей: ковровыми скатертями, серебряными кубками, глиняными, стеклянными и деревянными изделиями. Простая снедь заменялась разнообразием морского и земного животного мира, разносолами и экзотическими фруктами.
Так, великолепно написанные полотна и насыщенные изобилием, уже стали говорить своим изображением о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Уже эти натюрморты безмолвно стали напоминать о пире Валтасара, ведущем к смертному концу. Было в работах художников и такое, где бокал упал, и вино пролилось — это трактовалось как мир - побеждает.
Натюрморты Константина Мирошника и Наталии Кургузовой-Мирошник
Но вернемся к героям нашего сегодняшнего обзора и немного поговорим об их потрясающих работах, заставляющих буквально наслаждаться увиденным. Как уже говорилось в предыдущем обзоре, тандем свои работы создает в двух стилях - академизма и импрессионизма. Каждый из соавторов пишет собственным почерком, что придает полотнам особую изюминку. Являясь лучшими учениками Ильи Глазунова, Константин и Наталия еще на заре своей юности нашли друг друга не только как мужчина и женщина, но и как соавторы.
Они еще в Академии поняли, что смотрят на мир из одного ракурса. И тогда же пришло осознание того, что они не могут не только жить друг без друга, но и творить.
Нужно отметить, что для Константина и Наталии натюрморт – это не только стремление прикоснуться к лучшим традициям голландского, фламандского и русского искусства этого жанра. Художники мастерски создали нечто свое, уникальное по своему звучанию в плане композиции, колориту, светосиле и смысловому значению.
Этот жанр стал для них очень близок. Именно здесь Константин и Наталия словно пропускают через себя всю цветовую гамму и светоносную красоту предметного мира, одухотворенного человеком, щедрость и разнообразие даров матушки-природы и творений рук человеческих.
При создании своих, если можно так выразиться лирических натюрмортов, мастера очень скрупулезно подходят к композиционному решению. Они группируют различные предметы на холсте, отталкиваясь от естественного колорита и форм, фактуры утвари, фруктов и драпировок. Фоном часто выбирают окружающую среду, то есть природный пейзаж. В превосходной степени используют мастера и градацию светотени, ее тончайшие живописные оттенки. Воздушной средой, в виде легкой дымки, буквально пропитано каждое атмосферное полотно художников.
Супруги, работая в четыре руки, привносят в свои натюрморты еще одну важную черту – жизнь вещей в их произведениях всегда связана с жизнью человека. Незримое присутствие человека ощутимо во всем: и в очищенном яблочке, и в срезанной корочке лимона, и в случайно опрокинутом бокале вина.
И наконец, хотелось бы сказать, что хрупкая жизнь, так называемой, «неживой» природы, на полотнах героев нашего обзора насквозь пропитана живописной поэзией, трепетной любовью к красоте предметного мира, как неотъемлемой части бытия человека, а также необыкновенным мастерством двух талантливых художников современности. Думается, они еще порадуют новыми достижениями и находками поклонников и ценителей своего творчества.
В продолжение темы о современных художниках, работающих в жанре натюрморта, читайте наш обзор, посвященный творчеству Марины Захаровой: художница из русской глубинки пишет цветочные натюрморты божественной красоты.