Короткий век советского конструктивизма
0
0
0
460
просмотров
Большинство проектов так и осталось на бумаге. Те же, что удалось реализовать, существенно отличались от задуманного.

 Век современной архитектуры в Советском Союзе был очень короток — с начала 1920-х до примерно 1932-го, когда был объявлен официальный переход к неоклассицизму, так называемому сталинскому ампиру. Позднее, при Никите Хрущёве, было запрещено архитектурное излишество, возвращена память о конструктивизме и сформирована мифология о том, что идеи советских архитекторов 1920-х опережали мировые тренды. Отчасти это было так. Параллельно с Германией, где в тот период действовала школа Баухаус, и США, где возникали новые технологии строительства, в СССР создавался авангард, аналогов которому больше не будет в отечественной истории. 

Советские архитекторы в авангарде

 Проект Дворца труда братьев Весниных 1923 года можно считать первым конструктивистским в СССР. А первым осуществлённым проектом стал павильон «Махорка» Константина Мельникова, возведённый специально ко Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. Это здание, как и советский павильон Мельникова на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже, не сохранилось.

Братья Веснины вместе с Моисеем Гинзбургом основали Объединение современных архитекторов (ОСА). Они боролись против «превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности».

Один из редких осуществленных проектов Весниных — комплекс зданий Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на улице Радио в Москве. Прямолинейность больших стеклянных поэтажных окон сбивается округлым ритмом угловой башни с изогнутыми по периметру окнами. Здание, что характерно для конструктивизма, выглядит монументально и масштабно, но при этом полностью соответствует цели постройки и являет собой пример практичности.

Комплекс зданий Центрального аэрогидродинамического института в Москве.

Самый известный проект Весниных — Дворец культуры завода имени Лихачёва (ЗИЛ). Новый культурный центр вырос на месте Симонова монастыря. Согласно задумке, ЗИЛ должен был включать в себя торговый центр, дом культуры, зал массовых действий, фабрику-кухню и бытовой комбинат. По проекту Весниных, центр должен был напоминать тень летящего самолёта. В здании присутствует излюбленный братьями архитектурный элемент — выступающие из массива полукруглые башни. Его дополняют беседки на плоских крышах, панорамные окна и лестницы, которые своим прямым ритмом подчёркивают динамизм.

Дворец культуры завода имени Лихачёва.

Одним из тех, кто сформировал базовые принципы конструктивизма, был Владимир Татлин: функция определяет форму, а дизайн передаёт индустриальную эстетику, архитектура отражает новые социальные реалии. Чёткая геометрия, понятная композиция, неброские цвета с доминирующим красным как символом революции. Продукт, выполненный в соответствии с принципами конструктивизма, разработан под массовое производство для удовлетворения нужд коммунистического общества.

Примером «стиля без балласта изобразительности» был нереализованный проект памятника третьему Интернационалу Татлина. Монумент задумывался как высокая башня и был концептуально противопоставлен традиционным, то есть греческим и римским статуям, где герой олицетворял индивидуальные мысли и характер. Новый тип монумента выражал стремления и желания масс. По мнению конструктивистов, массы были живее, динамичнее, интереснее отдельной личности.

Макет памятника третьему Интернационалу Владимира Татлина.

Застройка Екатеринбурга и Новосибирска — редкие примеры сохранившихся авангардных комплексов. В 1920—1930-е годы в Екатеринбурге строили Уральский завод тяжёлого машиностроения и жилой массив при нём. Для обеспечения соцгорода водой, было необходимо построить водонапорную башню. Правительством был утверждён проект М. Рейшера, который предполагал постройку здания высотой 29 метром с двумя смотровыми площадками. Белая Башня должна была располагаться на самой высокой точке рельефа и стать архитектурной доминантой.

Белая Башня в Екатеринбурге.

Другой известный пример конструктивизма — дом с часами в Новосибирске. В проекте участвовал инженер Н. В. Никитин, также работавший над Останкинской телебашней. У здания нетипичная планировка, оно расположено на углу двух улиц. Первый этаж занимают крупные витрины, в возвышенной угловой части постройки расположен лифт. Поэтажный ритм балконов сбивается вытянутой центральной башней с двумя циферблатами часов.

Дом с часами в Новосибирске.

Крушение мечты

В первые годы советской власти большевики связывали революцию в архитектуре с политическими и социальными переменами. На деле же это было скорее совпадением, нежели следствием. Провал в экономике вряд ли можно считать чем-то, способствующим развитию архитектуры и строительства.

Тем не менее тот факт, что конструктивизм был принят большевиками как официальный стиль в стране, восхищал западных специалистов. Часть из них, очарованные молодой республикой, хотели работать в ней, строить города будущего и формировать среду для нового типа людей.

Одним из тех, кто участвовал в советских архитектурных конкурсах, был Ле Корбюзье. В 1928 году он выиграл конкурс на проект здания Центросоюза в Москве. Проект, хотя и был реализован, не полностью отвечал задумке.

Вид на здание Центросоюза

Спустя годы выявились технические проблемы, отчасти связанные с недостатком авторского контроля при возведении.

Некоторые западные архитекторы приглашались для проектирования современного массового жилья. Но в условиях наращивания военного потенциала и форсированной индустриализации нуждам простого обывателя уделялось всё меньше внимания и, как следствие, ресурсов. Проекты, задумывавшиеся как города будущего, в итоге оказывались чем-то средним между бараками и казармами.

Одним из тех, кто столкнулся с реальным лицом советской власти, был Эрнст Май, бывший член городского совета Франкфурта по вопросам строительства. Он приехал в СССР в октябре 1930 года и привёз с собой группу архитекторов и инженеров. Все они были вынуждены стать безропотными исполнителями воли советского руководства. В кратчайшие сроки группа Мая застроила аккуратными рядами кирпичных зданий Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий.

В период первых пятилеток в Советском Союзе работали десятки иностранных архитекторов. Многие из них в спешке покинули страну. Оставшихся же нередко ждала печальная участь — аресты и трудовые лагеря.

Официальным концом конструктивизма в СССР можно считать 1932 год, когда был объявлен переход к неоклассицизму. На смену функциональным, лаконичным, технологичным постройкам пришли монументальные, пышно декорированные, близкие к дворцам исполины.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится