Лариса Удовиченко и другие советские актрисы, сыгравшие в кино женщин легкого поведения: оправданный риск или испорченная репутация?
1
832
просмотров
От этих ролей отказывались многие актрисы – тогда подобное амплуа могло стоить карьеры.

После этого режиссеры опасались предлагать им серьезные драматические роли, чтобы избежать ненужных ассоциаций, а сами актрисы подвергались преследованиям очень сомнительных и даже опасных поклонников. И все же среди советских актрис находились те, кто рискнул предстать на экранах в образе представительницы «первой древнейшей». Кому из них это помешало в дальнейшем, а кто смог побороть стереотипы и выйти за рамки одного амплуа?

Виктория Островская

Виктория Островская Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968
Виктория Островская в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968

Ее имя большинству зрителей вряд ли было знакомо, зато при ее появлении все тут же вспоминали фразу «Цигель-цигель, ай-лю-лю!» из фильма «Бриллиантовая рука», который стал одновременно ее визитной карточкой и камнем преткновения в дальнейшей кинокарьере. Всего одна эпизодическая роль принесла Виктории Островской узнаваемость, но после шумного успеха ее ждал крах в актерской профессии. Эта роль досталась ей по воле случая: на тот момент актриса была вынуждена уйти из театра из-за материальных проблем, устроилась диспетчером на автобазу и оставила мечты сниматься в кино, но тут ее случайно увидел на улице ассистент режиссера и предложил прийти на пробы в фильм «Бриллиантовая рука».

Виктория Островская в фильме *Бриллиантовая рука*, 1968
Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968

Островская до сих пор не понимает, почему зрителям так запомнилась эта сцена: «На самом деле никто и не думал, что «цигель-цигель» тут же уйдет в народ. Снимали эту сцену быстро и буднично. Леонид Гайдай мне просто тогда сказал: «Вы стоите и ждете». Я встала у стены и ждала. Один или два дубля. И все!.. Маленький эпизод, но он очень мне дорог. Я работала с такими великими актёрами и замечательными людьми – Папановым, Мироновым, Никулиным. Леонид Гайдай – уникальный человек. Никогда не забуду его».

Виктория Островская
Виктория Островская

Но возвращение в актерскую профессию не стало триумфальным – ее отождествляли с ее героиней, и в другом амплуа ее никто не представлял. Новых ролей режиссеры не предлагали. Или предлагали, но только в обмен на определенные услуги… И тогда Виктория Островская устроилась на работу в Ленинскую библиотеку, где и проработала следующие 30 лет. Из-за неудавшейся кинокарьеры и проблем в личной жизни она долгие годы не могла справиться с депрессией и даже проходила курс лечения в клинике неврозов и психотерапии. Она сумела справиться с трудностями и нашла свое новое призвание в преподавании гимнастики для людей, страдающих болями в спине, в Центре кинезитерапии.

Лариса Удовиченко

Лариса Удовиченко Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979
Лариса Удовиченко в роли Маньки-Облигации

А вот для Ларисы Удовиченко роль Маньки-Облигации в фильме «Место встречи изменить нельзя» стала успешным стартом кинокарьеры. Причем изначально ей предлагали другую роль – милиционера Вари Синичкиной, но ей этот образ показался слишком пресным, и она сама вызвалась сыграть разбитную Маньку. На что режиссер Станислав Говорухин возразил: «Ты что, с ума сошла! Посмотри на свою внешность. Ты такая милая, наивная девушка – какая из тебя проститутка?». На эту роль проходили пробы другие актрисы, но в результате утвердили все же Удовиченко. Позже актриса задала режиссеру вопрос о том, почему он изменил свое мнение, и тот ответил: «Я подумал, что если ты так хочешь, значит, у тебя должно получиться».

Лариса Удовиченко в роли Маньки-Облигации
Кадр из фильма *Место встречи изменить нельзя*, 1979

В этой роли она была настолько органична и убедительна, что это сыграло с ней злую шутку – у актрисы появилась целая армия поклонников среди заключенных, которые присылали ей мешки писем со словами: «Не горюй! Выйду – моей будешь!» Один из них даже попытался это обещание осуществить – он приехал домой к Удовиченко, и ей пришлось обращаться за помощью в милицию.

Лариса Удовиченко в фильме *На качелях судьбы*, 2018

Однако на дальнейшей кинокарьере актрисы эта роль никак не сказалась – возможно, потому что в фильме не было никаких фривольных сцен, но, скорее всего, благодаря многогранному таланту Ларисы Удовиченко, которая после первого триумфа в кино смогла закрепить свой успех десятками новых разноплановых ролей. Когда ее спрашивали о секретах ее популярности и востребованности, она отвечала: «Я всегда играю саму себя, но в тех обстоятельствах, которые мне предлагают».

Елена Яковлева

Елена Яковлева Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989

Социальная драма «Интердевочка» стала одним из самых скандальных фильмов эпохи перестройки – до этого женщины легкого поведения могли появляться лишь в эпизодах, а тут история валютной проститутки впервые оказалась в центре сюжета. Конечно, соглашаясь на подобную роль, актриса шла на большой риск – несмотря на свободные нравы середины 1980-х гг., отношение общества к подобным проблемам было неоднозначным, и Яковлева знала, что может навлечь на себя гнев критиков и зрителей.

Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989
Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989

Популярность и узнаваемость пришли к ней именно после этой роли, но эта слава была неоднозначной. С одной стороны, фильм посмотрели 41 млн зрителей, Елену Яковлеву признали лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», она получила 2 престижные кинопремии – Токийского кинофестиваля и фестиваля «Созвездие». А с другой стороны, на Яковлеву обрушился шквал негодующих отзывов. Актрису обвиняли в том, что она подает плохой пример молодежи.

Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989

Актриса рассказывала: «На «Мосфильме» стояли мешки писем. Некоторые ругали – писали: «Я с тобой не то что в одном подъезде, в одном городе жить не хочу». Это из категории озлобленных женщин, которые твердили, что в СССР нет секса. Другие рассказывали, как бы они хотели быть похожей на меня. Мужчины признавались в любви, приходили письма из психбольниц, колоний... Авторы рассказывали, что им разрешали вешать мой портрет над кроватью... Как-то даже пришло письмо с просьбой возглавить профсоюз девушек легкого поведения».

Кадр из фильма *Интердевочка*, 1989

После того, как о начале съемок написали в журнале «Советский экран», режиссер Петр Тодоровский начал получать письма от настоящих представительниц «первой древнейшей», некоторые из них приходили на «Мосфильм» и просили дать им одну из ролей. В реальной жизни они выглядели куда скромнее, чем героини фильма на экране. Костюмер решила добавить в их образы театральной яркости для пущего эффекта – на самом деле в таких нарядах в те времена их бы к гостинице и близко бы не подпустили. Кроме того, режиссеру казалось, что женщина легкого поведения должна быть более пышнотелой и «фигуристой», и Елене Яковлевой перед съемками подкладывали поролон «в нужные места». Долгое время актрису ассоциировали только с этой героиней, но она смогла вырваться за рамки образа «интердевочки», сыграв после этого десятки других ролей.

Елена Яковлева в фильме *Интердевочка*, 1989

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится