Почему закадровое участие Долиной в съемках фильма «Чародеи» вызвало шквал критики, из-за чего она осталась недовольна своим перевоплощением в кубинскую певицу в фильме «Мы из джаза», как ее возили на съемочную площадку из роддома и другие малоизвестные факты ее биографии – далее в обзоре.
Настоящая фамилия певицы – Кудельман, а Долина – это девичья фамилия ее матери. У ее родителей были еврейские корни, они были выходцами из Одессы. Лариса родилась в Баку, но с 3-х лет росла в Одессе. Никто в ее семье не имел никакого отношения к музыке – отец работал на стройке, мать была машинисткой, но Лариса с детства мечтала о большой сцене и с 6 лет занималась в музыкальной школе.
Ее история была беспрецедентной уже в самом начале творческой карьеры: еще в 9-м классе Лариса Долина попала в состав музыкального ансамбля «Волна», и ей удалось добиться разрешения закончить школу заочно, вопреки действующему закону о всеобщем десятилетнем образовании. В этом ансамбле она выступала на протяжении 2-х лет и вскоре стала довольно известной в Одессе артисткой. Когда она пела в ресторане гостиницы «Черное море», многие посетители специально туда приходили, чтобы ее послушать. Позже она переехала в Ереван, где в течение 4-х лет выступала в ВИА «Армина».
В начале 1980-х гг. Лариса Долина уже завоевала всесоюзную популярность, выступала в самых известных музыкальных джазовых коллективах, получала награды на престижных вокальных конкурсах. В середине 1980-х гг., окончив эстрадное отделение по классу вокала Московского музыкального училища им. Гнесиных, певица поменяла джазовый репертуар на эстрадный и начала сольную карьеру. С тех пор она выпустила более 20 музыкальных альбомов, подготовила несколько концертных программ, с которыми выступала и на родине, и за рубежом.
Во всей стране ее знали преимущественно как эстрадную и джазовую певицу, но наверняка не всем известны ее роли в кино. Конечно, режиссеры приглашали ее на съемки преимущественно в качестве поющей артистки в те эпизоды, где должна была появляться певица на сцене. Ее кинодебют состоялся в 23 года в фильме «Бархатный сезон», а еще через 5 лет она сыграла свою самую яркую кинороль – кубинскую джазовую певицу Клементину Фернандес в музыкальном фильме «Мы из джаза».
Интересно то, что в первых двух своих киноработах Лариса Долина появилась на экране в образах темнокожих певиц – ее вокал был таким мощным, что сравнить его можно было только с манерой исполнения джазовых темнокожих вокалисток. Ее героиня в фильме «Мы из джаза» не была вымышленной. «Прототипом этого персонажа была темнокожая американская певица, которая училась в московской консерватории и пела джаз. Из американской певицы я превратилась в кубинскую. Мою героиню звали Клементина Фернандес», – рассказывала Лариса Долина.
Свою роль в фильме «Мы из джаза» Долина называла настоящей находкой и признавалась, что получила настоящее удовольствие на съемках, хотя при этом осталась недовольна своим внешним видом на экране. Для того, что превратить ее в темнокожую кубинскую певицу, на ее кожу ежедневно наносили 12 разных оттенков грима, она стойко проводила по 6 часов в гримерной. Но при этом финальный результат вряд ли можно было назвать очень удачным, о чем Долина говорила: «Я говорила Карену Шахназарову, что очень неудачный здесь макияж. Во-первых, цвет не очень хороший, во-вторых, он пятнами. Возможно, я сама себя критикую, потому что всегда это делаю». Но и сам режиссер признавал, что грим певицы из-за неудачного освещения в кадре действительно выглядел неправдоподобно. При этом Долина создала настолько яркий образ и так пела, что зрители вряд ли обратили внимание на эти недостатки.
Сложный грим тогда был не самой большой трудностью на съемах. Дело в том, что Лариса Долина тогда снималась, будучи на 6-м месяце беременности. Она лежала в роддоме на сохранении, и режиссер лично ежедневно забирал ее оттуда под расписку на съемки и сам привозил обратно. Самым сложным оказался эпизод с проходкой по лестнице, о чем певица рассказывала: «Все происходило на каблуках, а я тяжелая, шестой месяц. Этот поход для меня длился лет десять просто. Он был таким длинным и сложным – и мы снимали не один дубль. И, к счастью, я сохранила ребенка». 1983-й год стал для Ларисы Долиной знаковым: на экраны вышел фильм «Мы из джаза», певица вышла замуж и родила дочь Ангелину.
Роли певиц ей достались и в фильмах «Остров погибших кораблей» и «Сувенир для прокурора». К 55-летнему юбилею певицы Максим Дунаевский и Николай Денисов написали мюзикл «Любовь и шпионаж», где она исполнила главную роль. Эту работу она называла главным событием в своей творческой жизни и осуществлением давней мечты – петь, танцевать и играть серьезную драматическую роль. Мата Хари в исполнении Ларисы Долиной выглядела не просто шпионкой, но сильной и смелой натурой, и при этом очень одинокой женщиной, прошедшей предательство мужа и утрату ребенка.
Лариса Долина участвовала в съемках и за кадром – она подарила свой голос множеству актрис в разных фильмах и персонажам мультфильмов. Певица часто исполняет на своих концертах песню «Ищу тебя» из фильма «31 июня», хотя на самом деле в фильме ее пела Татьяна Анциферова. Но Долина тоже приняла участие в работе над этим фильмом – она пела за актрису Людмилу Власову. В фильме «Принцесса цирка» Долина подарила свой голос героине Елены Шаниной, а в «Зимнем вечере в Гаграх» пела за Наталью Гундареву. Немногим известно и о том, что в легендарном фильме «Человек с бульвара Капуцинов» хореографические номера Александра Яковлева исполняла сама, а вот все ее песни исполнила Лариса Долина.
Наибольшее количество споров вызвало участие Ларисы Долиной в съемках фильма «Чародеи». После того, как он вышел на экраны, многие критиковали создателей фильма за то, что образ маленькой девочки Нины Пуховой в исполнении Ани Ашимовой сильно контрастировал с голосом взрослой вокалистки, который звучал в ее песне. Легендарный хит «Три белых коня» Долина исполнила блестяще, и хотя она спела ее детским фальцетом, искушенные слушатели догадались о том, что голос принадлежит взрослой певице.